Инновационная деятельность

23 января 2017

Документы регламентирующие социальное сопровождение

Положение о Службе социального сопровождения семей с детьми

1.  Общие положения

 

1.1. Служба социального сопровождения семей с детьми (далее – Служба сопровождения), создается в соответствии с Модельной программой социального сопровождения семьи с детьми, нуждающихся в социальной помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» (далее – учреждение).

1.2. Служба сопровождения создается и ликвидируется приказом директора учреждения.

1.3. Общее руководство деятельностью Службы сопровождения осуществляется заместителем директора.

1.4. Состав Службы сопровождения утверждается приказом директора учреждения.

1.5. К работе в составе Службы сопровождения могут привлекаться специалисты учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, службы занятости, представители общественных организаций.

1.6. Свою деятельность Служба сопровождения осуществляет в соответствии с основными положениями:

- Семейного  кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 28 декабря 2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября № 394-п  «О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания»;

- постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре»;

- приказа Депсоцразвития Югры от 31 июля 2015 года № 537-п «Об организации работы по социальному сопровождению»;

- приказа Депсоцразвития Югры от 21 июня 2016 №422-р «Об утверждении  и внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми»;

- другими нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1.7. Основными принципами работы Службы сопровождения семей являются:

- добровольность в принятии помощи, активность участия самого гражданина в преодолении сложных жизненных обстоятельств;

- конфиденциальность информации о гражданах, нуждающихся в помощи;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому гражданину с учетом его потребностей и особенностей;

- системность, комплексность, доступность помощи.

 

 

 

 

 

 

2. Цель, задачи Службы сопровождения

 

2.1. Цель:

организация социального сопровождения семей с детьми, предоставление комплексной помощи семьям с детьми путем расширения спектра оказываемых услуг, повышения качества  и  уровня доступности предоставляемых государственных социальных услуг.

2.2. Задачи:

- оказание содействия семьям с детьми в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

- организация и обеспечение комплексной помощи семьям с детьми;

- обеспечение взаимодействия между Службой сопровождения и учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта, и пр. в оказании услуг семьям с детьми.

 

3. Основные направления деятельности Службы сопровождения

 

3.1. Информационно – координационное направление:

- выявление на территории обслуживания семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, формирование банка данных семей с детьми;

- организация взаимодействия со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых семьям с детьми;

- организация работы Совета профилактики с участием специалистов различных ведомств и организаций;

- комплексная оценка и комиссионное решение о признании семьи нуждающейся в социальном сопровождении, с учетом внутреннего потенциала семьи;

- мониторинг потребностей в государственных социальных услугах семей с детьми;

- мониторинг качества и доступности социального сопровождения семей с детьми;

- информирование населения о деятельности, целях, задачах, услугах, предоставляемых службой сопровождения семей: организацию информационных встреч с населением в отдаленных населенных пунктах, СМИ, сайты учреждений и пр.

3.2. Психолого-педагогическое направление:

- предоставление консультативной психологической, педагогической помощи родителям, в том числе, консультирование по телефону, дистанционно через сеть Интернет;

- разработка и выполнение индивидуальной программы социального сопровождения семьи (далее – ИП ССС);

- социальное сопровождение ребенка и семьи в соответствии с разработанной ИП ССС;

- предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи, направленной на активизацию внутренних ресурсов семьи, предупреждение семейного неблагополучия, снижение иждивенческих настроений, формирование ответственного родительства, индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в семье и  социуме;

- анализ эффективности ИП ССС. Внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;

- информационно-просветительская работа с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).

3.3. Социально-правовое направление:

- оказание юридической помощи и индивидуальные правовые консультации для членов семьи по вопросам действующего законодательства, в том числе с использованием телекоммуникационных форм общения;

- содействие в оформлении мер социальной поддержки и других установленных законодательством льгот и преимуществ семьям и детям;

- оказание помощи в составлении документов (обращений, заявлений, ходатайств, запросов и др.);

- оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение;

- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

- организация и проведение тематических семинаров для родителей с целью их  правового просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям с детьми, различных категорий;

- информационно-правовое обеспечение семьи по вопросам правового характера (выпуск информационной литературы: буклеты, брошюры, информационные листы).

 

4. Технологии и методики социального сопровождения в рамках Службы сопровождения семей

 

4.1. Деятельность Службы социального сопровождения предусматривает внедрение современных социальных технологий и методик сопровождения семей с детьми, различных категорий:

4.1.1. Служба сопровождения замещающих семей. Технология ориентирована на сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В целях выявления уровня адаптации детей, устроенных в семьях, их степени комфортности в новых условиях специалистами оказывается спектр организационной, правовой, медицинской, психологической и иного рода помощи.

В случае необходимости предупреждения «вторичного» социального сиротства и сохранения замещающей семьи оказывается комплекс экстренной и долговременной социальной помощи замещающим семьям на базе учреждений, осуществляющих сопровождение семьи и ребенка.

4.1.2. Служба домашнего визитирования. В рамках данной технологии семьям будут предложены следующие виды социального обслуживания: оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида, консультирование по вопросам воспитания и развития детей, содействие в реализации ИПРА.

4.1.3. Участковая социальная служба - технология, направленная на выявление семейного неблагополучия и оказание помощи семье в разрешении социальных проблем, соблюдающая принципы:

- территориальности: деятельность службы осуществляется в границах четко определенной территории (участка);

- межведомственности: к работе службы подключаются специалисты из учреждений различной ведомственной принадлежности.

Уникальность такой формы работы заключается в том, что участковый специалист осуществляет свою деятельность непосредственно в условиях проживания семей, отдельных категорий граждан, что обеспечивает раннее выявление семей, нуждающихся в государственной помощи: приближение сферы социального обслуживания к населению; тесное взаимодействие социальных служб с учреждениями и организациями, функционирующими на данной территории.

4.1.4. Служба по профилактике отказов от новорожденных, основной принцип работы которой выстроен в рамках алгоритма межведомственного взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и специалистов службы с целью организации работы с потенциальными отказницами, роженицами и женщинами, имеющими намерения отказаться от своих детей. В данную службу поступает оперативная информация с женской консультации, родильного дома и пр. Руководитель службы оценивает экстренность выезда к женщине и назначает куратора случая. При непосредственном выезде в родильный дом, специалисты службы проводят психологическую диагностику причин отказа, устанавливают доверительные отношения с матерями, мотивируя их на успешное преодоления трудностей и изменение их решения.

4.2. Работа со средствами массовой информации по освещению деятельности Службы сопровождения.

4.3. Издание и распространение информационных материалов, брошюр, буклетов, памяток для семей.

4.4. Ведение единого банка данных учета семей.

 

5. Условия и порядок организации социального сопровождения семей

 

5.1. Клиентами Службы сопровождения (далее – Клиенты) являются:

- замещающая семья;

- семья, воспитывающая детей – инвалидов;

- семья, воспитывающая детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет;

- многодетная семья;

- малообеспеченные семьи (с низким уровнем дохода);

- семьи, имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);

- семья с одним родителем, воспитывающая несовершеннолетних детей;

- семьи переселенцев, беженцев, мигрантов;

- семьи, в которых несовершеннолетний ребенок находится в конфликте с законом;

- женщины с детьми и беременные, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

5.2. Семьи с детьми, нуждающиеся в социальном сопровождении, характеризуются наличием в них следующих обстоятельств:

- среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума, в том числе отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;

- отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);

- проблемы в социализации детей, проживающих в кровной, приемной и замещающей семье, либо полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;

- неудовлетворенная потребность ребенка в оказании специализированной  медицинской помощи;

- неудовлетворенная потребность в создании доступной среды, профессиональном обучении ребенка-инвалида;

- изменение социального статуса семьи (многодетная семья, неполная семья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, смерть одного из родителей);

- ранняя беременность;

- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

5.3. В соответствии с проблемой и её остротой, для каждой семьи с детьми устанавливается свой уровень социального сопровождения:

- адаптационный (12 месяцев),

- базовый (профилактический) (12 месяцев),

- критический (6 месяцев),

- экстренный (3 месяца).

5.4. При выявлении, либо обращении гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, специалист по социальной работе (участковый) совместно с психологом консультативного отделения:    

- выходят в семью по месту жительства;

- осуществляют сбор информации, позволяющей всесторонне изучить проблемы семьи и причины их возникновения;

- выделяют ключевые проблемы, определяют внутренний потенциал семьи для достижения положительных перемен и дают общую оценку состоянию семьи;

- мотивируют к сотрудничеству;

- составляют акт обследования материальных и жилищно-бытовых условий семьи;

- заполняют анкету по определению потребности семьи в социальном сопровождении;

- оформляют паспорт семьи;

- устанавливают социальные связи семьи;

- определяют круг организаций и служб, которые необходимо привлечь для решения проблем семьи, в зависимости от поставленных целей;

- определяют и указывают прогнозный срок реализации мероприятий.

5.5. На заседании Совета профилактики определяется уровень социального сопровождения семьи, разрабатывается  проект индивидуальной программы социального сопровождения семьи с указанием мероприятий, сроков, закрепляется ответственный специалист - куратор случая.

5.6. Проект индивидуальной программы социального сопровождения семьи направляется в уполномоченный орган исполнительной власти на согласование и утверждение.

5.7. Социальное сопровождение семьи с детьми осуществляется в рамках общего порядка предоставления социального обслуживания гражданам Российской Федерации - в соответствии с главой 5 («Предоставление социального обслуживания»), статьей 14 («Обращение о предоставлении социального обслуживания»), статьей 15 («Признание гражданина  нуждающимся в социальном обслуживании», статьей 16 («Индивидуальная программа»), статьей 17 («Договор о предоставлении социальных услуг»), статьей 17 («Отказ от социального обслуживания, социальной услуги») Федерального закона от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

5.8. Договор о социальном сопровождении семьи заключается между родителями (законными представителями) и учреждением.

5.9. Куратор случая организует и контролирует выполнение мероприятий по социальному сопровождению в соответствии с установленными должностными обязанностями.

5.10. По завершению работы осуществляется итоговая оценка эффективности реализации индивидуальной программы социального сопровождения семьи.

5.11. Расторжение  договора о социальном сопровождении семьи, производится:

- по личному заявлению родителей (законных представителей);

- по истечении срока договора;

- при возникновении условий, представляющих угрозу здоровью и жизни специалиста;

- смерти получателя социальных услуг;

- при выявлении медицинских противопоказаний к обслуживанию;

- при нарушении установленных договором правил обслуживания.

 

6. Структура и состав Службы сопровождения семей

 

6.1. Организация и состав Службы сопровождения утверждается приказом директора учреждения.

6.2. Состав Службы сопровождения может меняться в связи с изменением функций и направлений деятельности самой Службы.

6.3. К работе в составе Службы сопровождения семей могут привлекаться квалифицированные специалисты из других учреждений и организаций в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2014 № 394-п  «О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания» и на основании заключенных соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве).

 

7. Контроль за деятельностью Службы сопровождения

 

7.1.      Общий контроль за деятельностью Службы сопровождения осуществляет директор учреждения.

7.2.      Контроль за деятельностью специалистов Службы сопровождения, ведением ими документации осуществляет руководитель службы, заведующие отделениями.

 

8. Заключительные положения

 

8.1. Информация, полученная специалистами учреждения в результате  осуществления социального сопровождения семей, подлежит обработке в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

 

 

Разработчик:

Заведующий  отделением

 

 

 

А.Г. Фаюршина

наименование            должности

 

подпись

 

расшифровка подписи

 

Согласовано:

 

Заместитель директора

 

 

 

Н.В. Полтанова

наименование должности

 

подпись

 

    расшифровка                подписи

Методист

 

 

 

А.В. Вербицкая

наименование должности

 

подпись

 

    расшифровка                подписи

 

 

Председатель Совета Представителей

Работников________

 

 

 

 

О.С. Васильченко

наименование должности

 

подпись

 

расшифровка                подписи

Юрисконсульт

 

 

 

Т.Е. Ляпустина

наименование должности

 

подпись

 

расшифровка                подписи

 

    Положение о Службе социального сопровождения семей с детьми