Направления деятельности

29.05.2017

«Впусти меня в свое сердце» программа социального сопровождения несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, находящихся в кризисной ситуации, женщин, имеющих намерение отказаться от ребенка

 

Разработчики:
Качур Наталья Викторовна, заместитель директора,

Фаюршина Алла Геннадьевна, заведующий консультативным отделением

 

 

 

                                                                   

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное название программы

«Впусти меня в свое сердце» (программа социального сопровождения несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, находящихся в кризисной ситуации, женщин, имеющих намерение отказаться от ребенка)

Автор программы

 

Фаюршина Алла Геннадьевна, заведующий консультативным отделением

Качур Наталья Викторовна, заместитель директора

Руководитель программы

Качур Наталья Викторовна, заместитель директора

Исполнители программы

Психолог;

Социальный педагог;

Юрисконсульт;

Специалист по социальной работе.

Территория

г. Мегион, пгт. Высокий

Место проведения

БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, ХМАО-Югра, 628680, г. Мегион, ул. Дружбы, д.6А

Телефон

8(34643) 4-32-80

Цель программы

 

Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним беременным, юным и молодым матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка, их социальному окружению, профилактика семейного неблагополучия

Задачи программы

 

1. Создать условия для реализации программы (кадровые и материально-технические ресурсы).

2. Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей.

3. Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.).

4. Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода.

5. Осуществить мониторинг реализации мероприятий программы

Целевая группа

Семьи с детьми и беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьи, имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного)

Общее количество участников программы

Примерное количество участников составляет:

- несовершеннолетние беременные, в том числе имеющие намерение отказаться от ребенка (все выявленные);

- юные и молодые матери, в том числе женщины имеющие намерение отказаться от ребенка (10 - 15 женщин)

Дата утверждения программы

Сроки реализации программы

Краткосрочная (11.01.2017 по 11.01.2019)

Формы работы

Групповые;

подгрупповые;

индивидуальные

Методы работы

Организационные;

исследовательские (диагностические);

практические;

аналитические

Направления деятельности программы

Организационно – диагностическое, психолого-педагогическое, социально – медицинское, профилактическое, досуговое

Количество и название подпрограмм

-

Ожидаемый результат

1. Участие социальных партнеров в работе междисциплинарной фокус-группы не менее 7 организаций.

2. Охват профилактической работой несовершеннолетних старших классов образовательных организаций, профессионального колледжа не менее 70%.

3. Сформированность социально-педагогических и психологических компетенций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка не менее 70%.

4. Содействие в преодолении кризисных ситуаций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода не менее 100%.

5. Реализация мероприятий программы не менее 90%

Условия участия в программе

Участие в программе осуществляется на добровольной основе по личному обращению, по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав, Отдела опеки и попечительства, женской консультации, БУ ХМАО-Югры «Мегионская городская детская больница «Жемчужинка», по заявке социальных педагогов общеобразовательных учреждений, других учреждений и организаций.

 

Наличие экспертизы

 

 

Внешняя

-

Внутренняя

Протокол заседания Методического совета от 20.02.3015 №1, приказ от 02.03.2015 №234-о «О выполнении решений Методического совета»

Протокол заседания Методического совета от 03.03.2017 №1, приказ от 03.03.2017№187-о «О выполнении решений Методического совета»

Участие в конкурсах, грантах

Распространение опыта реализации программы

Примечание

 

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.            Актуальность программы

Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Каждый год в России фиксируют 4-4,5 тысячи рожениц, не достигших 15 лет, 9 тысяч – 16-летних мам, и более 30 тысяч 17-летних.

Таким образом, материнство в раннем и молодом возрасте становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, так как эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки и помощи практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению. Кроме того, несформированность материнского отношения к ребенку, опасна отказом от ребенка после его рождения.

Как показывает опыт работы БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» проблема несовершеннолетних и молодых женщин с выраженной несформированностью материнского отношения к ребенку, и для нашего города остается насущной.

Если раньше считалось, что ранняя беременность удел детей из асоциальных семей, то в настоящее время мы имеем несовершеннолетних беременных уже и в благополучных семьях. Анализируя работу с семьями, можно отметить, что проблема ранней беременности обусловлена, прежде всего, нарушением детско-родительских отношений, нежеланием и неспособностью родителей привносить вклад в культуру полового воспитания детей. В результате дети из таких семей оказываются в условиях, когда родительский, прежде всего воспитательный потенциал снижен до минимального уровня, результатом которого является педагогическая запущенность детей. Как правило, такие дети неспособны отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, следствием таких поведенческих аспектов девочек-подростков, все чаще становится ранняя беременность. После появления первых признаков беременности девушки-подростки, испытывая глубокие эмоциональные переживания, и боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких и друзей не всегда рассчитывают на их поддержку и понимание, и практика доказывает, что в большинстве случаев их переживания небеспочвенны, так как чаще всего, отношения в семьях в период «кризисной беременности» (подростковой беременности) и после рождения ребенка становятся менее доверительными и более конфликтными, ведь подавляющее большинство юных матерей живут в социально неустойчивых семьях, не имеют достаточного образования и постоянного партнера, ставшего бы полноценным помощником в уходе за ребенком.

В целом работа специалистов учреждения с семьями несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей организована. В ходе взаимодействия нормализуется психологический фон семей, решаются социальные проблемы. Однако остается контингент с нерешенными проблемами, где семьи имеют очень сложные внутрисемейные взаимоотношения, социальные и психологические проблемы. Именно этот факт указал на необходимость поиска дополнительных путей решения внесемейной социализации беременных несовершеннолетних, которые позволят осознать и принять роль матери, выработать взрослую жизненную позицию, сформировать зрелые суждения и ответственность. В данном контексте перечисленные выше качества могут стать вполне достижимыми при командной работе специалистов и представителей общественных организаций, государственных и негосударственных структур, взаимодействие которых направлено на комплексную работу, нацеленную на помощь этой весьма уязвимой категории. С этой целью учреждением разработана программа социального сопровождения несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка в условиях комплексного центра социального обслуживания населения «Впусти меня в свое сердце», направленная на:

·        профилактику незапланированной беременности и несовершеннолетнего материнства;

·        повышение психолого-педагогической и социально-правовой компетентности, позволяющей несовершеннолетним беременным и юным матерям адаптироваться к новой социальной роли и включиться в полноценную жизнь общества;

·        выработку командного подхода специалистов различных ведомств и организаций, специализированно и профессионально занимающихся развитием системы помощи и поддержки беременных и юных матерей.

Как показывает опыт работы с несовершеннолетними беременными, молодыми и юными матерями, последствия раннего деторождения могут быть минимизированы, если юная женщина будет ощущать поддержку со стороны родительской семьи, отца ребенка, а также получать своевременную квалифицированную помощь специалистов.

Специалисты учреждения, работающие с данной категорией уверены, что, своевременно оказав молодой матери помощь и поддержку, можно сохранить кровную семью, появившемуся на свет младенцу и увидеть, как многие юные матери, несмотря на все трудности раннего материнства, проявляют удивительную силу духа, привязанность к детям и желание улучшить материальное положение своей семьи.

Социальный эффект от реализации программы «Впусти меня в свое сердце»:

- предотвращение отказов от новорожденных детей;

- предотвращение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;

- повышение уровня социализации молодых и юных мам.

 

1.2.            Целевая группа

Семьи с детьми и беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьи, имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного).

1.3.            Цель

Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним беременным, юным и молодым матерям, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка их социальному окружению, профилактика семейного неблагополучия.

 

1.4.            Задачи:

1. Создать условия для реализации программы (кадровые, материально-технические ресурсы, информационно-методические).

2. Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей.

3. Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.).

4. Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода.

5. Осуществить мониторинг реализации мероприятий программы.

1.5.            Формы и методы

ФОРМЫ:

Групповые: культурно-досуговые мероприятия.

Подгрупповые: тренинги, лекционные занятия-практикумы, практические, развивающие занятия, родительские гостиные, мастер-классы.

Индивидуальные: беседы, консультации, опросы (анкетирование, посещение на дому).

МЕТОДЫ:    

Организационные: информирование (памятки буклеты, сайты, СМИ), координирование (организация взаимодействия, заключение соглашений), планирование.

Исследовательские (диагностические): тестирование, анкетирование, наблюдение, мониторирование.

Практические: индивидуальное, групповое консультирование, беседы, практикумы.

Аналитические: анализ эффективности реализации программы, обобщение опыта, разработка рекомендаций.

 

                Содержание программы

2.1.            Этапы и сроки реализации программы

Сроки реализации: 2017 - 2019 гг.

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

январь 2017 – март 2017г.

·      Изучение проблемы (анкетирование, опрос), изучение лучших практик и инициатив, возможных ресурсов при реализации программы.

·      Организация информационной компании.

·      Выявление, привлечение потенциальных участников программы (целевой группы программы) и социальных партнеров.

·      Создание условий для реализации программы:

- формирование междисциплинарной команды;

- определение специалистов учреждения, участвующих в реализации программы;

- обеспечение материально-технических ресурсов.

 

2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП

апрель 2017 г. – ноябрь 2019г.

·      Решение практических задач, реализация мероприятий программы по направлениям:

    - информационно-просветительское;

    - профилактическое;

    - психолого-педагогическое;

    - социально-правовое;

    - культурно-досуговое

 

3.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

· Ежегодно (декабрь):

оценка реализованных мероприятий (проведение анкетирования, опросов, интервьюирование участников программы)

· Декабрь 2019:

подведение итогов реализации, оценка эффективности программы.

 

 

2.2.Содержание основного этапа по направлениям деятельности

Направления

Содержание деятельности по этапам реализации программы

Организационный этап

Практический этап

Аналитический этап

информационно-просветительское

 

 

 

 

1.Организация информационно-консультативной компании о реализации программы

 

2.Формирование междисциплинарной фокус-группы (презентация программы, ознакомление с направлениями и технологиями работы, современными подходами в работе с несовершеннолетними беременными, юными/ молодыми мамами, в том числе имеющими намерения отказаться от ребенка, заключение соглашений о сотрудничестве)

1.Организация обучающих семинаров-практикумов для специалистов (фокус-группы), привлекаемых к участию в реализации программы

 

2. Разработка практического материала для реализации программы (презентации, сценарии, конспекты и пр.)

 

3. Создание на сайте учреждения вкладки «Электронный буклет», постоянное информационное обновление и пополнение информации

1. Освещение результатов по итогам реализации мероприятий программы в СМИ, на официальном сайте учреждении, сайте администрации города Мегиона            

профилактическое

1. Организация взаимодействия с образовательными учреждениями города по вопросам проведения с подростками мероприятий информационно-профилактической направленности

 

1.Мероприятия, направленные на информирование подростков о:

- формах и способах контрацепции и изменения поведения школьников, способствующего ранней беременности (совместно со специалистами женской консультации);

- ответственности сексуального поведения

 

2. Организация работы в образовательных учреждениях города консультативных   пунктов, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков, повышению уровня семейной культуры, формированию у них семейных ценностей; повышению семейного статуса (консультирование, рекламные социальные акции и пр.  в условиях временного размещения специалистов)

1.Анализ результатов анкетирования участников мероприятий

                                                                                                                                                                                                                                                                  психолого-педагогическое    

1.Формирование банка данных о несовершеннолетних беременных, юных/ молодых мамах, в том числе женщин имеющих намерения отказаться от ребенка

 

2. Организация взаимодействия с партнерскими организациями, представители которых входят в состав фокус-группы, работа, которой нацелена на детальное исследование проблемы несовершеннолетней беременной, юной/молодой матери, в том числе имеющей намерения отказаться от ребенка с последующим индивидуализированным подходом к ее решению

 

3. Первичное консультирование, направленное на изучение уровня сформированности ответственного материнства, внутрисемейных отношений, эмоционального состояния. Определение характера имеющихся проблем, выявление значимых людей в социальном окружении. Мотивация к сотрудничеству

 

4. Психологическая диагностика, направленная на выявление проблемных зон в жизнедеятельности семьи, коррекция которых может помочь семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации

 

5.Определение фокус-группой совместно с  участницей программы уровня и срока ее социального сопровождения   (адаптационный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - 1 год, базовый уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - 1 год, кризисный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - не более 6 месяцев, экстренный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения не более  3 месяцев)

 

1.Проблемно-ориентированное индивидуальное консультирование потенциальных участниц программы

 

2. Организация работы с целевой группой с привлечением представителей партнерских организаций и использованием социальных технологий:

- школа социального наставничества (направлена на формирование эмоционально значимых, стабильных и долгосрочных

отношений в жизни

представительниц целевой группы, с целью поддержания и развития

уверенности в

собственных силах, определения жизненных целей, формирования человеческих взаимоотношений);

- тематически ориентированные терапевтические группы с целевой группой (работа направлена на оказание помощи в вопросах воспитания и ухода за ребенком, повышение педагогической грамотности);

- специализирован

ный пункт бесплатной социальной помощи, социальный прокат (работа направлена на предоставление предметов первой необходимости представительницам целевой группы, испытывающим материальные трудности);

- экспресс-няня (помощь в домашних условиях юным и молодым мамам  в воспитании детей на период недлительного отсутствия матери (до 3-х часов);

- «кризисная интервенция» (работа направлена на экстренное вмешательство в ситуацию, когда семья находится в психологическом кризисе);

- интенсивная семейная терапия (работа направлена на оказание психологической помощи в домашних условиях всем членам семьи посредством изучения основных потребностей семьи и построения ее жизнедеятельности)

 

3.Формирование и ведение Карты сопровождения семьи, с фиксацией основных проблем и намеченных путей ее решения

 

4. Организация активного сопровождения семьи несовершеннолетней беременной, молодой, юной матери с целью развития навыков конструктивного общения в семье и социуме, обучения методам ненасильственного воспитания, планированию и организации досугового времени с детьми

1.Анализ динамики изменений в семьях (по итогам диагностики, анкетирования)

 

2.Определение уровня удовлетворенности участников программы

 

3.Систематизация и обработка материалов, полученных в ходе реализации основного этапа программы

 

4. Совместные семинары, круглые столы с социальными партнерами по итогам реализации мероприятий программы

 

5. Диагностика по результатам работы

 

6. Анализ динамики изменений

 

7. Обобщение опыта, разработка рекомендаций по организации активного сопровождения семей несовершеннолетних беременных, молодых/юных матерей, в том числе женщин имеющих намерение отказаться от ребенка

Социально-правовое

1.Выявление потребности участников программы в социально-правовых услугах

1. Консультирование целевой группы по социально-правовым вопросам (помощь в оформлении документов правового характера, содействие в повышении материального благосостояния семьи), в том числе на основе межведомственного взаимодействия

1. Определение уровня удовлетворенности участников программы

 

Культурно-досуговое

 

1. Анкетирование для определения интересов целевой группы участников программы 

 

2. Организация структурированного семейного досуга,

направленного на формирование навыков коммуникации и взаимодействия с ребенком путем

совместного продуктивного взаимодействия

1. Мероприятия, стимулирующие

к сотрудничеству ребенка и матери посредством организации совместной творческой деятельности, интересного досуга, посещения культурно-развлекательных мероприятий при участии социальных партнеров

 

1. Анализ реализации мероприятий

 

2. Определение уровня удовлетворенности участников программы

 

 

2.3. Механизм реализации программы

Реализация порядка работы с целевой группой предполагает комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе эффективного партнерского взаимодействия, через организацию работы фокус-группы, в полномочия которой входит:

- привлечение (выявление) семей, потенциальных участников программы (через учреждения системы профилактики, посредством размещения информации в социальной сети «В контакте»)

- закрепление за каждой семьей «помогающего специалиста»;

- формирование карты семьи;

- составление плана работы с семьей на 6 месяцев;

- рассмотрение результатов скрининга семейной ситуации не реже одного раза в три месяца;

- внесение изменений, дополнений в планы работы с семьей (при необходимости).

Основными задачами «помогающего специалиста» при работе с семьей являются:

- установка и поддержание доверительного контакта;

- координация работы фокус-группы;

- модерация работы с семьей;

- мониторирование семейной ситуации.

Алгоритм работы с семьей

Этапы работы

Ответственные

1. Выявление потенциальных участников программы мотивация и приглашение к сотрудничеству

Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»,

учреждения системы профилактики

2. Сбор информации о семейной ситуации

Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»

3. Установление доверительных отношений с потенциальной участницей программы

Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»,

помогающий специалист

4. Социальное инспектирование и диагностика семьи несовершеннолетней беременной, юной /молодой матери (выявление ключевых проблем, определение внутреннего потенциала, оценка общего состояния семьи, социальных связей семьи).

Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»

 

5. Определение уровня социального сопровождения

Фокус-группа специалистов

 6. Проектирование коррекции (составление плана работы с семьей).

 

Фокус-группа специалистов

7. Реализация плана работы с семьей.

Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»,

помогающий специалист,

фокус-группа специалистов

8.Оценка эффективности мероприятий.

Фокус-группа специалистов, специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»

 

 

 

 

 

 

2.3. Перспективный план реализации программы (приложение 1)

2.4.Ресурсы

Кадровые ресурсы

Должность

Кол-во

Ответственность

1.  

Директор

1

является руководителем программы;

осуществляет общий контроль реализации программы;

2.  

Заместитель директора

1

осуществляет текущий контроль реализации программы;

3.  

Заведующий отделением социальной адаптации несовершеннолетних и молодёжи

1

Контроль и управление за реализацией программы

4.  

Социальный педагог

1

Разработка и реализация направлений программы

5.  

Психолог

1

6.  

Методист

1

Разработка комплекса информационно-методического материала, методическое сопровождение специалистов, реализующих программу.

7.  

Юрисконсульт

1

Социально-правовое направление

 

 

Материально-технические:

Таблица 3

Наименование материала

Имеется

Требуется

Кол-во

Расчет затрат

Сумма затрат,

рублей

Код статьи расхода

1.

Компьютер

+

-

1

-

-

-

2.

Ксерокс

+

-

1

-

-

-

3.

Принтер

+

-

-

-

-

4.

Сканер

+

-

1

-

-

-

5.

Интернет, электронная почта

+

-

1

-

-

-

6.

Автомобиль на 7 мест

+

-

1

-

-

-

7.

Печатно-множительные работы (визитки)

-

+

100 шт.

10 р.

1 000

226

8.

Типографские, издательские услуги (буклеты, памятки)

-

+

150 шт.

200 р.

30 000

226

9.

Информирование (статьи, объявления)

-

+

1 ст.

3 об.

2500 р.

1000 р.

 

3500

 

10.

Приобретение канцелярских товаров:

 

 

 

 

   

 

 

 

3250

340

Бумага для печати

-

+

 

5 п.

 

1000 р.

Бумага для ламинирования

-

+

 

2 п.

 

1800 р.

Ручки, карандаши, клей,

-

+

 

20 шт.

 

200 р.

Маркеры

-

+

2 уп.

150 р.

Ватман

-

+

10 шт.

100 р.

11.

Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (приобретение ноутбука необходимо, для проведения мероприятий, мобильный телефон и обслуживание сим-карты для срочной связи)

-

+

1 ноутбук

 

1 моб.тел.

 

обслуживание сим-карты

30 000р.

 

1000р.

 

12 мес. Х

500 р.

=

6000 р.

37 000

310

12.

Стоимость обучения психолога на курсах по семейной психологии и психотерапии, оплата проезда и проживания во время обучения

-

+

 

20500р.

13000р.

6 дн. х 300 р.

=

1800 р.

35 300

222

212

226

13.

Иные расходы

-

-

-

-

-

-

 

Итого

 

 

 

 

171 350

 

 

Информационные:

 

·  Информация о программе в СМИ, на стендах женской консультации, детской поликлиники, образовательных учреждениях.

·  Визитки о деятельности отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодёжи в рамках реализации Программы.

·  Памятки, буклеты: «Что умеет ребенок», «7 проблем молодой мамы и способы их решения», «Кризис первого года», «Колыбельные песни для малышей», «Домашняя игротека».




 

 

Методические:

·       Тест Люшера, на выявление эмоционального состояния;

·       «Опросник потребности в социально-психологической поддержке»;

·       «Диагностика сформированности ответственного материнства»;

·       Тест Кеттелл

·       Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет);

·       Рисуночный тест «Я и мой ребенок»;

·       Тест «Шкала депрессии В.Зунге» (Т.И.Балашовой);

·       «Неоконченные предложения»;

·       «Проективная методика «Родительское сочинение».

 

Материалы к консультациям:

·       «Психологическое развитие ребенка от рождения до года»

·       «Физиологическое развитие ребенка от рождения до года»

·       «Модели общения в семье»

·       «Режим ребёнка»

·       «Проблемы взаимодействия с противоположным полом»

·       «Важность взаимопонимания в семейных отношениях»

·       «Дети в семье - маленькие пришельцы»

·       «Учитесь властвовать собой»

·       «Воспитание в традиционной культуре»

·       «Как сохранить семью»

·       «Обязанности родителей»

·       «Ценности семьи в фотографиях»

·       «Большой мир маленькой семьи»

·       «Режим ребенка»

·       «Психологическое развитие от 0…»

·       «Игры с малышом», «Гигиена малышей»

·        «Спасти и сохранить» 

 

 

Тренинги:

  • «Обучение способам проявления любви и нежности»
  • «Мужчина и женщина. Как мы воспринимаем друг друга»
  • «Слагаемые семейного счастья»
  • «Обучение способам проявления любви и нежности»
  • «Формирование образа матери»
  • «Довольная мама: как преодолеть раздражение и усталость»
  • «Подари мне жизнь»

 

 

Занятия, беседы:

  • «Особенности восприятия себя в роли матери»
  • «Особенности своего ребенка и отношение к нему»
  • «Формирование ответственности за себя и ребенка»
  • «Планирование семьи»
  • «Древние традиции отношений »

 

Профориентационное направление:

  • Профориентационное просвещение (информирование о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры)



2.5. Контроль и управление Программой

 

                                           Директор =>Заместитель директора=> Заведующий отделением => Фокус-группа специалистов=> Целевая группа + социальное окружение

 

 

 

 

     

3. Ожидаемые результаты

 

  1. Участие социальных партнеров в работе междисциплинарной фокус-группы не менее 7 организаций.
  2. Охват профилактической работой несовершеннолетних старших классов образовательных организаций, профессионального колледжа не менее 70%.
  3. Сформированность социально-педагогических и психологических компетенций у молодых и юных мам не менее 70%
  4. Преодоление кризисных ситуаций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей на основе межведомственного подхода не менее 100%
  5. Реализация мероприятий программы не менее 90%.

3.1. Критерии эффективности реализации программы

 

Задачи

Результат

Показатели

количественные

качественные

Создать условия для реализации программы (кадровые и материально-технические ресурсы).

Внедрение программы в деятельность учреждения

Количество проведенных мероприятий

 

Количество участников программы

Доля проведенных мероприятий от запланированных

 

Доля привлеченных к мероприятиям программы от выявленных представителей целевой группы

Участие социальных партнеров в работе междисциплинарной фокус-группы

 

Количество социальных партнеров, принявших участие в работе междисциплинарной фокус-группы

 

 

Количество проведенных фокус-группой мероприятий.

Доля совместных мероприятий, проведенных в рамках реализации программы к общему количеству мероприятий (не менее 35%)

 

Наличие положительных отзывов социальных партнеров об информировании

Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей.

Охват профилактической работой несовершеннолетних старших классов образовательных организаций, профессионального колледжа не менее 70%.

Количество несовершеннолетних, охваченных профилактической работой.

 

Количество мероприятий профилактической направленности

Доля несовершеннолетних, имеющих достаточный для практического ориентирования уровень представлений о семейной культуре (результаты анкетирования)

Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.).

Сформированность социально-педагогических и психологических компетенций у молодых и юных мам не менее 70%

Количество участников программы, получивших психологическую помощь и поддержку;

 

Количество членов семей, участвующих в поддержке участника программы

 

Количество участников программы, получивших социально-правовую поддержку

Положительная динамика в разрешении внутрисемейных конфликтов.

Улучшение психоэмоционального состояния участников программы, повышение самооценки, снятие страха, воспитание любви и уважения к собственному «Я», формирование уверенности в своем внутреннем потенциале (не менее 80% участников программы)

Количество участников программы, прошедших подготовку по формированию навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имевших на начало включения в программу негативное отношение к материнству

Доля матерей изменивших отношение к материнству с негативного на позитивное

 

Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам на основе межведомственного подхода.

Преодоление кризисных ситуаций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей на основе межведомственного подхода не менее 100%

 

Количество участников программы, получивших меры социальной поддержки.

Направленность участника программы на самообеспечение, самоподдержку

(не менее 60%)                                                                                                                                                                                                                                      

 

Промониторировать реализацию мероприятий программы

Реализация мероприятий программы не менее 90%

 

Количество проведенных мероприятий

 

Количество достигнутых задач

Доля достигнутых задач в ходе реализации программы от общего количества поставленных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Абросимова З. Б., Адамчук Д.В., Баранова Е. В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после.- 2004 № 3

2.                   Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс. - 2009 № 4

3.                    Бердникова Т. В. Юное материнство в современной семье //Курский гос. мед. ун-т, Курский регион, 2000.

4.                  Красноярова, М. В. Актуальность педагогической поддержки несовершеннолетних матерей / М. В. Красноярова // Семья – культура – образование в изменяющейся России: материалы всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (г. Балашов, 17-18  ноября, 2009 г.) / под ред. О. В. Бессчётновой. – Саратов: Научная книга, 2009

5.                   Красноярова, М. В. Девиатное материнство девочек-подростков: сущность и социальные риски / М. В. Красноярова // Материалы Второго междунар. конгресса (г. Пермь,10-11 марта 2010 г.) / гл. ред. А. К. Колесников; Перм. Гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010

6.                   Красноярова, М. В. Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема / М. В. Красноярова // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сб. ст. VII междунар. науч.-практ. конф. /  МНИЦ ПГСХА – Пенза: РИО ПГСХА, 2009

7.                  Красноярова, М. В. Ответственное материнство как социально-педагогическая проблема: учебное пособие / М. В. Красноярова. – Оренбург:  Экспресс-печать, 2007

8.                  Корчагина Ю. В. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики: Методическое пособие для специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. – М.: МГПИ, 2008.

9.                   Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002

10.              «Профилактика отказа от новорожденных и сопровождение молодых матерей» /сост.: Батынова Г. Х., Якушева Ю. А. - Сургут: Издательство бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013 – 72 с.

 




Приложение 1

 

 

 

Тематический план реализации программы

 

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный этап (от 1 до 3 месяцев)

1.1.Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, общеобразовательными, профессиональными образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения по вопросу выявления юных мам с детьми раннего возраста, несовершеннолетних беременных, девушек группы риска по «кризисной беременности»

- выявление юных мам с детьми раннего возраста, несовершеннолетних беременных;

- определение их проблем;

- информирование;

- профилактика «кризисной беременности».

1-3 месяц начала реализации программы

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

1.2.Определение социальных партнеров, которые могли бы оказать содействие в оказании социальной поддержки и помощи юным мамам с детьми в возрасте от 0 мес. до 1 года, женщинам в «кризисной беременности»

Заключение договоров, соглашений о межведомственном взаимодействии в рамках реализации программы.

Формирование междисциплинарной фокус-группы

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

1.3. Информирование законных представителей юных мам и несовершеннолетних беременных о реализации программы «Впусти меня в свое сердце».

Информирование потенциальных участников программы о программе с помощью социальных партнеров

 

Разработка и размещение социальной рекламы в местных печатных изданиях, на сайте администрации муниципального образования, на сайте учреждения, в женской консультации, детской поликлинике.

1-3 месяц начала реализации программы

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

Основной этап (от 1 года до 2 лет)

2.1.Профилактика незапланированной беременности и несовершеннолетнего материнства

Мероприятия, направленные на информирование подростков о:

- формах и способах контрацепции и изменения поведения школьников, способствующего ранней беременности (совместно со специалистами женской консультации);

- ответственности сексуального поведения

Тренинг «Первая любовь»

Лекционные занятия

Выпуск и обеспечение издательской продукцией: книжка-подсказка «Первая любовь»

ежеквартально

Психолог

 Специалист по социальной работе

Организация работы в образовательных учреждениях города консультативных пунктов, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков, повышению уровня семейной культуры, формированию у них семейных ценностей; повышение семейного статуса (консультирование, рекламные социальные акции и пр.  в условиях временного размещения специалистов)

Ежеквартально по параллелям (еженедельный выход по графику)

Психолог

 Специалист по социальной работе

2.1. Формирование базы данных о юных матерях и несовершеннолетних беременных для проведения индивидуальной работы

Сбор информации и первичных сведений

в день выявления/

обращения

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

Психолог

Регистрация обращения: по личному обращению, по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних, отдела опеки и попечительства, женской консультации, детской поликлиники.

Беседа с участником программы и законным представителем об участии в программе

Подготовка пакета документов для включения к участию в программе.

 

в течение недели со дня обращения

2.2. Первичная оценка ситуации участников программы

Диагностика участников программы: сбор необходимой информации об участнике программы, его ближайшем окружении, ситуации в семье, психологическая диагностика. Определение психоэмоционального состояния, личностных особенностей, способов реагирования, жизненных ценностей и установок, отношение к материнству, степени готовности к взаимодействию с ребенком.

Взаимодействие с ближайшим окружением участников программы, с целью поддержки и оказания помощи со стороны родственников.

Диагностики:

Биографический метод, метод наблюдения, метод беседы.

Экспериментальные психологические методики: Тест Люшера, кроме эмоциональной неудовлетворенности и установок нервной системы, позволяет выяснить отношение  к ближайшему окружению (ребенку, отцу ребенка, родственникам ит.д.).

«Опросник потребности в социально- психологической поддержке», который позволяет диагностировать типы социальной поддержки, в которой наиболее участник программы.

«Диагностика сформированности ответственного материнства».

Тест Кеттелла дает представление о характере личности. Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет) позволяет отследить родительско – детские отношения к разным сторонам семейной жизни.

Рисуночный тест «Я и мой ребенок»;

Тест «Шкала депрессии В. Зунге» (Т.И. Балашовой), «Неоконченные предложения»

«Проективная методика «Родительское сочинение».

в течение 2 недель после обращения

Социальный педагог

Психолог

 

2.3. Проведение коррекционных мероприятий

Консультации групповые:

«Психологическое развитие ребенка от рождения до года»;

 «Модели общения в семье»;

«Проблемы взаимодействия с противоположным полом»;

«Важность взаимопонимания в семейных отношениях»;

«Дети в семье - маленькие пришельцы»; «Учитесь властвовать собой»;

 «Воспитание в традиционной культуре»;

 «Как сохранить семью»;

 «Обязанности родителей»;

 «Ценности семьи в фотографиях»;

 «Большой мир маленькой семьи»;

 и др. консультации специалистов медицинских учреждений, юристов (по согласованию).

1 раз в месяц

Психолог

Социальный педагог

Специалисты медицинских учреждений

Юрисконсульт

Консультации индивидуальные (например: «Режим ребенка»;  «Психологическое развитие от 0…»;  «Игры с малышом»;  «Гигиена малышей»; «Спасти и сохранить»  и д.р.)

Индивидуальные консультации родственников с целью мотивирования к оказанию поддержки.

по запросу участника программы

Социальный педагог

Психолог

Специалисты учреждения

Тренинговые занятия:

«Обучение способам проявления любви и нежности»;

«Формирование образа матери»;

«Мужчина и женщина. Как мы воспринимаем друг друга»;

«Слагаемые семейного счастья»;

«Довольная мама: как преодолеть раздражение и усталость»;

«Подари мне жизнь».

Занятия, беседы:

«Особенности восприятия себя в роли матери»;

 «Особенности своего ребенка и отношение к нему»;

 «Формирование ответственности за себя и ребенка»;

 «Планирование семьи»;

 «Древние традиции отношений».

1 раз в квартал

Социальный педагог

Психолог

Специалист по медицинской работе

Релаксационные техники

Направленные на снятие тревожности и повышению внутреннего напряжения, обучение методам саморегуляции и стабилизации психоэмоционального состояния, снятие психологических зажимов, устранение страха перед предстоящими родами. Прослушивание классической музыки.

Социально-психологические занятия

Направленные на повышение самооценки, уверенности в себе, эффективности общения, формирование адекватной родительской позиции.

В течение периода

Социальный педагог

Психолог

 

Профориентационное направление:

Профориентационное просвещение (информирование о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры)

В течение периода

 

Социальный педагог, психолог

 

 

Оказание профессиональной помощи специалистам детской поликлиники в оформлении информационных стендов по тематике Программы:

видео-презентация «Счастье быть матерью»

фотовыставка «Мой малыш»

В течение периода

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

 

Разработка памяток, буклетов:

«Что умеет ребенок»

«7 проблем молодой мамы и способы их решения»

«Кризис первого года»

«Колыбельные песни для малышей»

«Домашняя игротека»

В течение периода

Социальный педагог

Психолог

Вовлечение получателей социальных услуг в мероприятия учреждения, городские мероприятия:

8 Марта

День семьи

День матери

март

май

июль

ноябрь

 

Социальный педагог

Специалист по социальной работе

 

2.4. Оценка изменений в ситуации участника программы

Диагностика, отслеживание изменений во взаимоотношениях в семье участника программы.

Диагностики:

- Тест Люшера,на выявление эмоционального состояния;

- «Опросник потребности в социально- психологической поддержке»;

- «Диагностика сформированности ответственного материнства»;

- Тест Кеттелл

 - Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет);

- Рисуночный тест «Я и мой ребенок»;

Тест «Шкала депрессии В.Зунге» (Т.И.Балашовой);

- «Неоконченные предложения»;

- «Проективная методика «Родительское сочинение».

1 месяц

по окончанию реализации программных

мероприятий

Социальный педагог

Психолог

 

2.5. Определение перспектив дальнейшей работы с участником программы

Знакомство участника программы с результатами диагностики, беседа о результатах работы по программе, заполнение обратной связи со стороны участника программы.

Подготовка отчета.

Аналитический этап (от 1 месяца до 3)

3.1. Анализ и оценка деятельности результатов по программе в целом

Изучение отчетов, анализ и обобщение результатов.

1 месяц

по окончании реализации программных мероприятий

Социальный педагог

Психолог

3.2. Актуализация программы

Корректировка программы по результатам анализа реализации программы

 

 




 

 

 



Приложение 2

 

ПЛАН

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ

 

От «___» _______________ 20__г.                                                                         № _________

 

ФИО

Дата рождения

Степень родства

Род занятий

Контакты

Документ удостоверяющий личность

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

2. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания (указываемое подчеркнуть):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Показания к осуществлению сопровождения: дезадаптивные поведенческие реакции членов семьи в сфере межличностных отношений, вследствие развода родителей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная цель работы: восстановление благоприятной для воспитания ребёнка семейной среды через повышение родительской компетенции, адаптацию детей к изменившимся условиям

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Уровень сопровождение на начало работы (нужное подчеркнуть) и даты перевода на иной уровень:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.1. Уровень сопровождение на окончание работы (нужное подчеркнуть):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. План сопровождения разработан впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до:
«___» _________________ 20__ г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Формы работы

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Исполнитель

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ

Социально-психологический патронаж

 

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

Социально-психологический патронаж

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Психодиагностика и обследование личности ребёнка и родителей

 

 

 

Индивидуальное консультирование

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА В ОТКРЫТОЙ СРЕДЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОСУГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА В ЗАКРЫТЫХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУППАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧАСТИЕ В ГРУППАХ САМОПОМОЩИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«___» ________________ 20__ г.

 

Составил: _____________________  ________________   ____________________________

                                                     (должность)                               (подпись)                                         (расшифровка подписи)

 

Заключение о выполнении плана СППС:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Особые отметки о сопровождении семьи:

(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных мероприятий)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___

 

 

 

 

 

 

 

«___» ________ 20_ г.

Дата вынесения заключения

 

Директор __________________      ______________________________

                        (подпись)                                   (расшифровка подписи)

 

 

МП


Возврат к списку