Направления деятельности

Домашняя игротека по развитию речи 29.05.2017

Домашняя игротека по развитию речи

(Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями)

 

Игры на обогащение словаря

 

«Угощаю»

 

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 

«Доскажи словечко»

 

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает еѐ. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.

 

Подбирать слова

 

Шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать...шарф.

«Бюро находок»

Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…

 

«Давай искать на кухне слова»

 

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

 

«Я дарю тебе словечко»

 

Один раз в неделю родители дарят ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и объясняют значение. Слова самые разные: капель, проталина, наст, гиря, штанга…

Развитие грамматического строя речи

 

«Приготовим сок» 

«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

 

«По дороге в детский сад я заметил» 

«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 

«Волшебные очки» 

«Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 

«Упрямые слова» 

Расскажите ребёнку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

 

Игры на развитие фонематического слуха

 

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

 

Услышишь звук – хлопни в ладоши

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребѐнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова).

Зоркий глаз

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Сложи звук

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

 

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

 

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики

 

Играем с пуговицами

 

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

 

«Помогаю маме»

 

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 

«Волшебные палочки»

 

Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

 

«Перекладывание»

Настричь из поролона небольшие кусочки и вместо ложки дать ребёнку пинцет. Ухватывать пинцетом и перекладывать легкие поролоновые шарики не просто, но очень интересно! Кусочки поролона можно заменить и другими мелкими предметами: крышками от бутылок, деталями конструктора и так далее... Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильные ощущения.

 

Все эти игры нужно проводить с желанием

и хорошим настроением.

Не забудьте похвалить ребенка за старание!

Успехов Вам и Вашему малыш

 

Наш адрес:

 

628680, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра,  п. Высокий, ул. Ленина, 63,  кабинет № 3

Телефон/факс: 8 (34643) 5-65-30

E-mail: garmonia@dtsznhmao.ru

Сайт: http://gar86.tmweb.ru/

 

Составитель: Логопед отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Олеся Геннадьевна Варламова


Возврат к списку