Направления деятельности

13.01.2020

Программа социальной реабилитации и адаптации неполных отцовских семей «Ты не одинок»

 Бюджетное учреждение 

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»



Программа социальной реабилитации и адаптации неполных отцовских семей

 «Ты не одинок»

    

Составители:

Качур Н.В., директор,

Вербицкая А.В., психолог отделения психологической помощи гражданам

 

Утверждена на заседании Методического совета (протокол № 07 от 10.12.2019г.)

 


    1. Паспорт программы

1.

Наименование учреждения

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»

2.

Направленность программы

Социальная реабилитация и адаптация неполных отцовских семей

3.

Ф.И.О. составителя с указанием должностей

Качур Н.В., директор

Вербицкая А.В., психолог отделения психологической помощи гражданам

4.

Ф.И.О. работников, реализующих программу, с указанием должностей

Специалист по работе с семьей отделения психологической помощи гражданам

Психолог отделения психологической помощи гражданам

Юрисконсульт отделения психологической помощи гражданам

Врач социально-медицинского отделения

Специалист отдела опеки и попечительства (по согласованию)

Педагог-психолог образовательной организации (по согласованию)

Социальный педагог образовательной организации (по согласованию)

5.

Должностное лицо, утвердившее программу

Качур Н.В., директор

6.

Практическая значимость

Программа направлена на профилактику социального сиротства, сохранение кровной семьи для несовершеннолетних  через поддержку и социальное сопровождение, решение социальных проблем неполных отцовских семей на разных этапах социального неблагополучия: период образования семьи как неполной отцовской, возрастные кризисы детей и др.

7.

Рекомендации к внедрению

Рекомендовано к реализации в учреждении

8.

Цель, задачи программы

Цель: создание условий для успешной социальной реабилитации и адаптации неполных отцовских семей

Задачи:

1. Выявить потенциальных участников программы и подготовить ресурсную базу, необходимую для реализации программных мероприятий.

2. Содействовать успешной социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей в обществе, сохранению и укреплению психологического здоровья несовершеннолетних.

3. Содействовать реализации воспитательных функций неполных отцовских семей посредством повышения родительской компетентности отцов.

4. Проанализировать эффективность реализации программных мероприятий.

9.

Целевая группа

неполные отцовские семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей:

- несовершеннолетние дети;

- отцы, воспитывающие детей, проживающих с ними после развода;

- отцы, воспитывающие детей без матери (вследствие смерти матери, лишения родительских прав и др.);

- мужчины, воспитывающие несовершеннолетних приемных (опекаемых) детей

10.

Сроки реализации

2020-2021 годы

11

Ожидаемый результат

1. Наличие ресурсов, необходимых для реализации программы.

2. Привлечение к участию в мероприятиях программы не менее 90 % выявленных семей целевой группы.

3. Положительная динамика психологического статуса несовершеннолетних.

4. Положительная динамика развития навыков социализации несовершеннолетних.

5. Положительная динамика формирования родительской компетентности отцов.

6. Положительная динамика изменения семейной ситуации.

7. Удовлетворенность участников программы не менее чем на 98 %.

8. Достижение поставленных задач в процессе реализации программы не менее чем на 99 %.

    2.     Пояснительная записка

 2.1.         Актуальность программы

     Детское счастье – это когда по одну руку мама, а по другую – папа, но, к сожалению, так бывает не всегда…

     Одной из проблем современной семьи в настоящее время выступает возросшее за последние годы число неполных семей, которые являются наиболее проблематичными и уязвимыми. Согласитесь, когда речь идет о неполных семьях, в 98 % случаев подразумеваются матери-одиночки, хотя в последнее время есть множество примеров, когда в реальной жизни мужчина один растит детей и с каждым годом количество неполных семей, где детей воспитывает только отец, увеличивается.

    В России число неполных семей за последние годы выросло до 30 %. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, в России насчитывается более 6 миллионов неполных семей: более 5,5 миллионов матерей-одиночек и  более 630 тысяч одиноких отцов.

    Согласно анализу жизненных ситуаций (обстоятельств), которые приводят к помещению детей в детские учреждения, проведенному по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко,  неполные семье являются фактором риска социального сиротства детей [4].

    Считается, что одинокий отец всегда оказывается в более трудной ситуации, чем одинокая мать. И дело здесь не только в том, что до того, как остался один, мужчина не умел делать женскую работу: стирать, готовить, убирать. Этому можно научиться. Гораздо более сложные проблемы лежат в области мужской психологии. Сложностью для мужчин являются отношения с детьми. Женщина по природе более эмоциональна, поэтому дети одиноких матерей редко жалуются на отсутствие внимания, в котором дети одиноких отцов часто испытывают дефицит. Здесь сказываются, и нехватка времени, и усталость, и строгость воспитания. В результате возникает запущенный конфликт с ребенком. Не менее сложным для мужчин является создание новой семьи. Главной причиной здесь выступают дети, т. к. новую женщину в семье они воспринимают гораздо хуже, чем нового мужчину. Именно поэтому многие отцы не решаются на повторный брак. Не каждый мужчина готов остаться с ребенком один. Здесь требуются особый склад ума и характера, терпение и понимание долга на уровне самопожертвования. Ведь, согласно общественному мнению, женщина с ребенком – это естественно по самой природе, а мужчина, одиноко воспитывающий детей – просто уникальный случай.

    И хотя термина «отец-одиночка» юридически не существует, практика показывает, что таким отцом считается мужчина, имеющий одного или нескольких детей, мать которых умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при разводе, находится в местах лишения свободы. Также нельзя оставить без внимания замещающие семьи, где единственным опекуном является мужчина (дядя, дедушка, старший брат), проблемы которых, порой ничем не отличаются от проблем кровных отцовских семей.

   Пытаясь рассмотреть неполную отцовскую семью как объект социальной работы учреждения, специалистами БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» в период 2016-2017 гг. проведены исследования неполных отцовских семей, проживающих в городе Мегионе, пгт. Высокий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Задачей исследований было выявление количества неполных отцовских семей, их нуждаемость в социальной помощи, а также конкретизация  основных проблем, с которыми сталкиваются данные семьи. Исследования проводились путем изучения статистических данных, имеющихся в учреждении, информации, предоставленной учреждениями образования, здравоохранения (в рамках социального партнерства), опроса и анкетирования представителей неполных отцовских семей. По результатам исследований в 2016 году было выявлено 32 неполные отцовские семьи. С 2017 года в учреждении среди получателей социальных услуг, выделена отдельная категория – неполные отцовские семьи, с которыми проводилась реабилитационная работа. На 30.12.2019 года в банке данных неполных отцовских семей в учреждении состояло 57 семей, что указывает на выраженную тенденцию увеличения неполных отцовских семей.

     Хотя данная категория не составляет слишком большой группы, их проблемы не становятся менее значимыми, а социальная помощь менее востребованной. Проблемы, выявленные в результате исследования, характерны практически для всех неполных отцовских семей. Эти проблемы отрицательно воздействуют на данный тип семей и препятствуют их адекватному функционированию в социуме. В ходе исследования неполных отцовских семей города посредством проведения анкетирования, кроме материальных проблем, выявлена потребность в приобретении педагогических знаний о развитии детей,  получении социально-бытовой и социально-медицинской помощи, возможности организовать семейный досуг и увеличении сферы общения.

   Именно на решение выявленных проблем направлена программа социальной реабилитации и адаптации неполных отцовских семей «Ты не одинок», включающая комплекс мер социальной помощи и поддержки и заключающаяся в работе:

 – с отцами, воспитывающими детей без матери, которая выражается в организации группы взаимопомощи отцов «Папа+» (далее – группа) и предполагает комплекс мероприятий по восстановлению функций семьи и развитию ее жизненного потенциала. Внимание группы акцентируется на индивидуально-личностных характеристиках отцов и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей;

   – с детьми и подростками из неполных отцовских семей по преодолению трудных жизненных ситуаций посредством активизации внутренних ресурсов личности ребенка, направленную на развитие навыков самообслуживания, культурных привычек, заботливого отношения к людям, самостоятельности и уверенности в собственных силах и др. Работа с детьми и подростками из неполных отцовских семей представляется, прежде всего, в разработке и реализации занятий в форме тренинга;

  – с неполной отцовской семьей, которая в целом направлена на укрепление внутрисемейных отношений, организацию семейного отдыха с оздоровительными, познавательными, культурно-досуговыми мероприятиями посредством организации волонтерской, добровольческой деятельности, направленной на преодоление и профилактику дезадаптации переживаний, связанных с причинами формирования семьи как неполной, содействие в восстановлении психологического здоровья семьи, необходимых условий ее жизнедеятельности, а также возвращению семьи к полноценной жизни в обществе.

     Работа с данной категорией семей строится на принципе индивидуальности и заключается в подборе современных технологий, установлении эффективных способов взаимодействия между различными общественными организациями, государственными и негосударственными структурами, заинтересованными в решении проблем семьи и основанном на тесном контакте, желании предоставлять всестороннюю поддержку и своевременную квалифицированную помощь.

      Социальный эффект от реализации программы «Ты не одинок»:

- укрепление социального статуса одинокой отцовской семьи, внутрисемейных связей и отношений;

- повышение уровня социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей;

- повышение уровня социальной активности одиноких отцов;

- уменьшение количества отобраний (изъятий) из неполных отцовских семей;

- положительная динамика изменения психологического статуса несовершеннолетних;

- положительная динамика развития навыков социализации несовершеннолетних;

- положительная динамика формирования родительской компетентности отцов;

- положительная динамика изменения семейной ситуации.

    Актуальность данной программы подтверждает тот факт, что  БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» с 2017 по 2019 год реализовывало данную программу в качестве «ресурсного учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в рамках опытно-экспериментальной и инновационной деятельности.

 2.2.Целевая группа

 Неполные отцовские семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей:

- несовершеннолетние дети;

- отцы, воспитывающие детей, проживающих с ним после развода;

- отцы, воспитывающие детей без матери (вследствие смерти матери, лишения родительских прав и др.);

- мужчины, воспитывающие несовершеннолетних приемных (опекаемых) детей.

   2.3. Цель

Создание условий для успешной социальной реабилитации и адаптации неполных отцовских семей.

 2.4. Задачи:

   1. Выявить потенциальных участников программы и подготовить ресурсную базу, необходимую для реализации программных мероприятий.

    2. Содействовать реализации воспитательных функций неполных отцовских семей через повышение родительской компетентности отцов.

  3. Содействовать успешной социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей в обществе, сохранению и укреплению психологического здоровья несовершеннолетних.

    4. Проанализировать эффективность реализации программных мероприятий.

 2.5. Формы работы

    План, совещание, диагностика, тренинг, практическое занятие, консультация, соревнование, тренинг, практическое занятие, выставка, рассказ, объяснение, лекция, мозговой штурм, игра, коллективное творческое дело, группа взаимопомощи, экскурсия, мастер-класс, семинар, конференция, круглый стол, акция, фестиваль, конкурс и др.

 2.6. Методы работы

 1. Организационные: информирование, координирование, инструктирование, консультирование, планирование.

   2. Исследовательские (диагностические): тестирование, анкетирование, наблюдение.

 3. Практические: беседа, игра, тренинг, коллективное творческое дело, экскурсия, поручение, эмоциональное воздействие, метод примера, поощрение, подбадривание.

   4. Аналитические: мониторинг, анализ.

3. Этапы реализации программы

Сроки реализации: 2020–2021 гг.

    1.  Организационно-подготовительный этап:

–  Организация информационной компании.

– Выявление, привлечение потенциальных участников (целевой группы) программы, социальных партнеров.

– Создание условий для реализации программы: формирование междисциплинарной команды; определение кадрового состава из числа специалистов учреждения; обеспечение материально-технических ресурсов.

–   Проведение диагностики, анкетирования потенциальных участников программы.

–   Разработка, формирование регистрационной карты семьи, плана мероприятий по работе с семьей.

     2.  Основной (практический) этап:

Решение практических задач, реализация мероприятий программы по направлениям:

–  информационно-просветительское;

–  социально-педагогическое;

–  социально-психологическое;

–  социально-правовое;

–  культурно-досуговое.

Проведение промежуточных диагностик, корректировка планов работы с семьей (по необходимости).

      3. Аналитический этап:

      Подведение итогов реализации, оценка эффективности программы:

–  Подготовка итогового аналитического отчета о результатах апробации инновационной программы;

– Оформление методических материалов по практическому применению программы.

  Содержание основного этапа по направлениям деятельности 

 

Направления

деятельности

Содержание деятельности по этапам реализации программы

Организационный этап

Практический этап

Аналитический этап

Информационно-просветительское

1. Организация информационной компании для населения, потенциальных участников программы и социальных партнеров о реализации программы.

2. Формирование междисциплинарной команды по реализации мероприятий программы (презентация программы, ознакомление с направлениями, современными технологиями и методиками в работе с отцами). Заключение соглашений о взаимодействии

1. Организация обучения специалистов, привлекаемых к участию в реализации программы.

2. Реализация мероприятий программы посредством использования технологии «Помогающего специалиста» (обучение специалистов, умению концентрировать усилия представителей междисциплинарной команды и неполной отцовской семьи на актуальных проблемах, мотивировать на их решение)

1. Обобщение результатов реализации программы.

2. Обобщение и распространение опыта работы с неполными отцовскими семьями (мастер-классы, семинары, участие в конференциях и пр.)

Социально-педагогическое

1. Формирование банка данных о неполных отцовских семьях.

2. Организация первичного приема отцов с целью установления доверительных отношений. Проблемно-ориентированное консультирование.

3. Организация и систематическое функционирование группы взаимопомощи отцов «Папа+» (приложение 2), нацеленной на создание условий для активного вовлечения отцов в заботу о своих детях, повышение ответственности за укрепление навыков самостоятельного решения сложных жизненных ситуаций посредством обучения мужчин планированию и организации досугового времени с детьми, методам ненасильственного воспитания.

4. Организация волонтерской, добровольческой деятельности (дети-волонтеры, семьи-волонтеры), подразумевающей реализацию личностно-ориентированного подхода к решению проблем целевой группы

1. Анализ динамики изменений в семьях (по итогам диагностики, анкетирования).

2. Определение уровня удовлетворенности участников программы.

3. Анализ исполнения плана реализации программы.

Социально-психологическое

1. Первичное консультирование отцов, несовершеннолетних с целью определения характера имеющихся проблем, выявление значимых людей в социальном окружении, мотивации к сотрудничеству.

2. Психологическая диагностика, направленная на выявление проблемных зон в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых может помочь

ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

3. Индивидуальное и групповое консультирование участников программы, тренинги, развивающие занятия, семинары-интенсивы, коррекционные занятия, направленные на преодоление личностных проблем.

4. Реабилитация детей, переживших травмирующий опыт.

5. Ведение регистрационных карт, с фиксацией обстоятельств формирования семьи, социально-психологического климата семьи, ее основных проблем и полученных результатов

1. Диагностика по результатам работы.

2. Анализ динамики изменений

Социально-правовое

1. Выявление потребности участников программы в социально-правовых услугах

1. Консультирование целевой группы по социально-правовым вопросам (помощь в оформлении документов правового характера, содействие в повышении материального благосостояния семьи), в том числе на основе межведомственного взаимодействия

1. Определение уровня удовлетворенности участников программы

Культурно-досуговое

1. Анкетирование для определения интересов семьи

1. Организация и модерация реабилитационно-досуговых мероприятий,

направленных на обучение отцов конструктивным ненасильственным навыкам коммуникации и взаимодействия с ребенком путем

совместного продуктивного досуга.

2. Мероприятия, стимулирующие

к сотрудничеству ребенка и взрослого посредством организации совместной творческой деятельности, интересного досуга, посещения культурно-развлекательных мероприятий при участии социальных партнеров:

- ежемесячные мероприятия в формате «Воскресенье вместе с папой»;

- праздники;

- социально-значимые, общественно-полезные акции;

- семинары выходного дня;

- ежегодные отчетные мероприятия (конференция, фестиваль отцовских инициатив, конкурс «Я – отец»).

3. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних

1. Анализ реализации мероприятий.

2. Определение уровня удовлетворенности участников программы.

Предоставление дополнительных платных услуг

1. Выявление потребности одиноких отцовских семей в дополнительных платных услугах

1. Временный присмотр за детьми (выходной день, вечернее время и др.)

1. Анализ востребованности предоставляемых услуг.

2. Определение уровня удовлетворенности участников программы

Механизм реализации программы

    Реализация единого подхода в работе с неполной отцовской семьей предполагает организацию деятельности междисциплинарной команды. В зависимости от потребностей семьи в состав команды входят специалисты БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения», государственных и негосударственных структур, заинтересованные в решении проблем семьи.

       В полномочия междисциплинарной команды входит:

- закрепление за каждой семьей «помогающего специалиста»;

- формирование регистрационной карты семьи;

- составление плана работы с семьей на 6 месяцев;

- рассмотрение результатов скрининга семейной ситуации не реже одного раза в три месяца;

- внесение изменений, дополнений в планы работы с семьей (при необходимости).

  В роли «помогающего специалиста» может выступить социальный педагог либо психолог БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» или педагог-психолог, социальный педагог образовательной организации, которую посещает ребенок.

     Основными задачами «помогающего специалиста» при работе с семьей являются:

- установка и поддержание доверительного контакта;

- координация работы междисциплинарной команды;

- модерация работы с семьей;

- мониторинг семейной ситуации.

Алгоритм работы с семьей

Этапы работы

Ответственные

1. Мотивация неполной отцовской семьи к сотрудничеству

Междисциплинарная команда

2. Выявление ключевых проблем неполной отцовской семьи, определение их внутреннего потенциала. Оценка общего состояния семьи, социальных связей семьи

Специалисты БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»

3. Содействие неполной отцовской семье в сборе документов для признания граждан, нуждающимися в социальном обслуживании

Специалисты БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»

4. Назначение «помогающего специалиста», составление плана работы с семьей

Междисциплинарная команда

5. Формирование регистрационной карты семьи, плана мероприятий

Междисциплинарная команда

Представитель целевой группы

6. Реализация плана работы с семьей

Специалисты БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»

7. Анализ результативности проведенной работы, корректировка (завершение) плана работы с семьей

Специалисты БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»

Перспективный план реализации программы (приложение 1)

Примерный план работы Группы взаимопомощи отцов «Папа+» (приложение 2, 3)

4. Ресурсы

4.1. Кадровые ресурсы

Должность

Количество штатных единиц

Функции

Директор

1

является руководителем программы;

осуществляет общий контроль реализации программы

Заместитель директора

1

осуществляет текущий контроль реализации программы

Главный бухгалтер

1

осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности

Методист отделения информационно-аналитической работы

1

методическое обеспечение реализации программы

Заведующий отделением психологической помощи гражданам

1

координирует деятельность специалистов

Специалист по работе с семьей отделения психологической помощи гражданам

1

организует взаимодействие с социальными партнерами;

проводит педагогическую диагностику участников программы;

проводит мероприятия по социально-педагогическому и культурно-досуговому направлению плана работы с семьей;

организует оказание социально-бытовой помощи семье

Психолог отделения психологической помощи гражданам

1

проводит психологическую диагностику участников программы;

проводит индивидуальные и групповые консультации;

проводит занятия с элементами тренинга;

проводит индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетними

Юрисконсульт отделения психологической помощи гражданам

1

проводит индивидуальные консультации по социально-правовому направлению

Врач социально-медицинского отделения

1

проводит индивидуальные и групповые консультации по социально-медицинским вопросам для неполных отцовских семей

Специалист отдела опеки и попечительства (по согласованию)

по согласованию

проводит индивидуальные и групповые консультации

Педагог-психолог образовательной организации (по согласованию)

 

по согласованию

проводит индивидуальные консультации, участвует в проведении мероприятий по календарно-тематическому плану реализации программы, может быть куратором (помощником) семьи

Социальный педагог образовательной организации (по согласованию)

 

по согласованию

проводит индивидуальные консультации, участвует в проведении мероприятий по календарно-тематическому плану реализации программы

4.2. Материально-технические ресурсы

п/п

Материалы и оборудование

Необходимое количество (ед.) / стоимость (руб.)

Имеется в наличии (количество (ед.) / стоимость (руб.)

Требуется (количество (ед.) / стоимость (руб.)

Помещения

1.

Помещение для проведения психологической и педагогической диагностики, консультаций, индивидуальных и групповых занятий

2 / 360 930,60

2 / 360 930,60

0 / 0

2.

Помещения (конференц-зал) централизованной библиотечной системы города Мегиона (по соглашению о сотрудничестве безвозмездно)

2 / 0

2 / 0

0 / 0

3.

Помещения образовательных организаций (по соглашению о сотрудничестве - безвозмездно)

25 / 0

25 /0

0 / 0

Открытые рекреационные зоны на территории учреждения

1.

Детская игровая площадка

1 / 0

1 / 0

0 / 0

2.

Детская площадка, приспособленная для проведения спортивных мероприятий

2 / 0   

2 / 0

0 / 0

Оборудование

1.

Музыкальный центр

1 / 8 690,00

1 / 8 690,00

0 / 0

2.

Автоматизированное рабочее место специалиста

6 / 119 988,00

6 / 119 988,00

0 / 0

3.

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копировальный аппарат)

3 / 34 797,00

3 / 34 797,00

0 / 0

4.

Комплект оборудования «Сенсорная комната»

1 / 133 500,00

1 / 133 500,00

0 / 0

5.

Наборы перчаточных кукол для куклотерапии и театротерапии

4 / 8 475,00

4 / 8 475,00

0 / 0

6.

Настольный кукольный театр «Русские народные сказки» (28 фигурок + декорации)

1 / 10 144,00

1 / 10 144,00

0 / 0

7.

Комплект для сюжетно-ролевых игр и социализации (игровой модуль «Дом», набор кукол для сюжетно-ролевых игр, набор аксессуаров и тематических принадлежностей̆)

1 / 28 998,00

1 / 28 998,00

0 / 0

8.

Набор фигурок «Профессии»

1 / 4 600,00

1 / 4 600,00

0 / 0

9.

Диагностические методики

12 / 39 950,00

12 / 39 950,00

0 / 0

10.

Оборудование для кабинета психологической разгрузки: аудиовизуальный комплекс ДисНет В 4.20 (с доставкой)

1 / 749 000, 00

0 / 0

1 / 749 000, 00

Персональный компьютер Intel i5 (2.8 Ггц), 8 Gb DDR III, SVGA 1 Gb, HDD 1 TB, лицензионное ПО типа OC MS Windows 10, MS Office, Антивирус

1

0

1

Проектор мультимедийный Full HD 3500 ANSI с потолочным креплением

1

0

1

Проекционный экран c электроприводом шириной 2,5 м

1

0

1

Акустическая система 2.0 Класса Hi-Fi  2*160Вт RMC, 39 Гц – 30 КГц                        

1

0

1

Ресивер класса Hi-Fi

1

0

1

Полноразмерные наушники с аудио-разветвителем

3

0

3

Монитор TFT не менее 24``

1

0

1

Программа АВК В4

1

0

1

База авторских аутогенных, релаксационных, мобилизационных сеансов (50 сеансов)

1

0

1

Психологические тесты

13

0

13

Методические пособия, сертификат соответствия

2

0

2

Аппаратный ключ для  USB порта

1

0

1

Релаксационное кресло с подставкой для ног

3

0

3

Расходные материалы

1

Бумага А4 500 л.

16 / 4 160,00

16 / 4 160,00

0 / 0

2

Картриджи

36 /25 200

36 /25 200

0 / 0

3

Бумага цветная

30 / 750,00

30 / 750,00

0 / 0

4

Фломастеры

74 / 2 368,00

74 / 2 368,00

0 / 0

5

Авторучки

74 / 740,00

74 / 740,00

0 / 0

6

Карандаши цветные

10 / 1 040,00

10 / 1 040,00

0 / 0

7

Краски

12 / 1 032,00

12 / 1 032,00

0 / 0

8

Пластилин

62 / 744,00

62 / 744,00

0 / 0

9

Ватман

24 / 768,00

24 / 768,00

0 / 0

10

Гуашь

12 / 2 100,00

12 / 2 100,00

0 / 0

Транспорт

1.

Автомобиль

1

1

0

ИТОГО (руб.):

1 537 974,60

788 974,60

749 000,00


4.3. Информационно-методические ресурсы:

–                   официальный сайт учреждения;

–                   сайт профессионального сообщества «Социальная защита Югры» (www.socioprofi.com),

–                   сайт администрации города Мегиона;

–                   http://geekdad.ru;

–                   http://для-отцов.рф ;

–                   методическая продукция для родителей (рекламные листовки, буклеты, памятки), разработанная специалистами учреждения (http://gar86.tmweb.ru/about/activity/160/ );

–                   методическая продукция для специалистов (конспекты занятий, тренингов, сценарии мероприятий, доклады на конференции, семинары и др.), подготовленные специалистами учреждения (http://gar86.tmweb.ru/about/activity/159/ );

–                   Методики оценки детско-родительских отношений в семье:

https://infourok.ru/sbornik-metodiki-diagnostiki-detskoroditelskih-otnosheniy-1381131.html

http://testoteka.narod.ru/dro/0.html;

-                   Методики оценки психологического статуса несовершеннолетнего:

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/10/18/komplekt-risunochnyh-metodik-dlya-psihodiagnostiki,

http://nenuda.ru/оценка-социально-психологического-статуса-подростка.html,

http://www.psichology.vuzllib.su/book_o644_page_37.html,

https://refdb.ru/look/2861319-p2.html, http://psytests.org/test.html

-       Методики оценки родительской компетентности:

http://cpms-smol.ru/spec-mp/80-kmpdsnsop,

http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/11/коз_1.pdfhttp://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/miheeva_social_IQ_2009.pdf, http://testoteka.narod.ru/dro/0.html

 5.        Эффективность реализации программы

5.1. Ожидаемые результаты:

- укрепление социального статуса одинокой отцовской семьи, внутрисемейных связей и отношений;

- повышение уровня социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей;

- повышение уровня социальной активности одиноких отцов;

- уменьшение количества отобраний (изъятий) из неполных отцовских семей;

- положительная динамика изменения психологического статуса несовершеннолетних;

- положительная динамика развития навыков социализации несовершеннолетних;

- положительная динамика формирования родительской компетентности отцов;

- положительная динамика изменения семейной ситуации.

 Критерии оценки эффективности

Задачи

Ожидаемые результаты

Инструментарий оценки результатов

Критерии эффективности программы

качественные

количественные

Выявить потенциальных участников программы и подготовить ресурсную базу, необходимую для реализации программных мероприятий

Наличие ресурсов необходимых для реализации программы

Мониторинг реализации программы

Доля использованных ресурсов к общему количеству ресурсов.

Доля обученных специалистов от общего числа специалистов участвующих в реализации программы

Количество специалистов учреждения, материально-технических ресурсов, привлеченных к реализации программы.

Количество социальных партнеров, привлеченных к реализации программы.

Количество специалистов прошедших обучение

План мероприятий, журнал учета утвержденных методических материалов (приказы)

Доля разработанных/ распространенных информационно-методических материалов по отношению к запланированным

Количество разработанных и распространенных информационно-методических материалов.

Количество информационных ресурсов, на которых размещены информационные материалы

Привлечение к участию в мероприятиях программы не менее 70 % выявленных семей целевой группы

База данных учреждения

Доля семей, участников мероприятий программы, по отношению к семьям, состоящим в базе данных учреждения

Количество семей целевой группы, состоящих в базе данных учреждения.

Количество семей, привлеченных к участию в программе.

Количество разработанных индивидуальных планов работы с семьей

Содействовать успешной социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей в обществе, сохранению и укреплению психологического здоровья несовершенно-летних

 

Положительная динамика изменения психологического статуса несовершенно-летних

Психологическая диагностика, наблюдение

Доля несовершеннолет-них, имеющих положительную динамику изменений психологического статуса к общему количеству несовершеннолет-них участников программы

Количество несовершеннолет-них, принявших участие в мероприятиях.

Количество несовершеннолет-них с низким, средним, высоким уровнем составляющих психологического статуса

Положительная динамика развития навыков социализации несовершеннолетних

Психологическая, педагогическая диагностика, наблюдение

Доля несовершеннолетних, имеющих положительную динамику развития навыков социализации к общему количеству несовершеннолетних участников программы

Количество несовершеннолет-них, принявших участие в мероприятиях.

Количество несовершеннолет-них с низким, средним, высоким уровнем социализации

Содействовать реализации воспитательных функций неполных отцовских семей через повышение родительской компетентности отцов

Положительная динамика родительской компетенции отцов не менее 70 %

Психологическая, педагогическая диагностика, наблюдение

Доля отцов/законных представителей, повысивших уровень родительской компетентности к общему количеству участников мероприятий

Доля отцов удовлетворенных мероприятиями программы к общему числу отцов участников программы

Количество отцов/законных представителей принявших участие в мероприятиях.

Количество отцов/законных представителей с низким, средним уровнем родительской компетентности

Положитель-ная динамика изменения семейной ситуации

Психологическая диагностика, наблюдение

Доля семей, участников программы, имеющих положительную динамику изменений семейной ситуации к общему количеству семей – участников программы

Количество семей участников программы, имеющих положительную динамику семейной ситуации (удовлетворитель-ный психологический климат, социальная активность, стрессоустойчи-вость).

Количество семей получивших социальную помощь, меры социальной поддержки

Проанализиро-вать эффективность реализации программных мероприятий.

Исполнение планов мероприятий программы не менее чем на 98 %.

Мониторинг реализации программы

Доля проведенных мероприятий программы к доле запланированных мероприятий.

Доля использованных форм и методов в ходе реализации программных мероприятий к доле запланированных.

Доля достигнутых задач в ходе реализации программы от общего количества поставленных задач

Количество проведенных мероприятий.

Количество использованных форм и методов проведения досуговых и реабилитационных мероприятий.

Количество достигнутых задач

Удовлетворен-ность участников программы не менее чем на 98 %

Анкета удовлетворен-ности

Доля удовлетворенных участников программы к общему количеству участников программы

Количество опрошенных участников программы.

Количество участников программы, удовлетворенных сотрудничеством, качеством и уровнем обслуживания


5.2. Полученные результаты

Целевая группа (благополучатели)

Социальный результат

Показатель

Целевое значение

Что подтвердит достижение результата?

неполные отцовские семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей

укрепление социального статуса одинокой отцовской семьи, внутрисемейных связей и отношений

 

 

 

количество семей-участников практики, имеющих положительную динамику семейной ситуации (удовлетворительный психологический климат, социальная активность, стрессоустойчивость)

57 семей

Психологическая диагностика, наблюдение

Опросник «Анализ семейного воспитания»

(Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.)

«Стратегии семейного воспитания»

 Опросник «Биополе семьи» (автор: В.В. Бойко)

 Семейная  социограмма (Эйдемиллер Э.Г.)

Проводит психолог

количество семей, получивших социальную помощь, меры социальной поддержки

29 (100% имевших проблемы)

Мониторинг реализации практики

 

количество участников практики, удовлетворенных сотрудничеством, качеством и уровнем обслуживания

131 (100%)

Анкета «Удовлетворенность участием в программных мероприятиях»

уменьшение количества отобраний (изъятий) из неполных отцовских семей

количество отобраний (изъятий) из неполных отцовских семей

0

Статистический отчет

улучшение детско-родительских отношений в семье

количество семей, в которых улучшены детско-родительские отношения

57 (100%)

Психологическая диагностика, наблюдение

Опросник  «Взаимодействие родитель-ребенок»;

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях)

Проводит психолог

несовершеннолетние дети

повышение уровня социализации несовершеннолетних из неполных отцовских семей

количество несовершеннолетних с высоким, средним, низким уровнем социализации на конец участия в программе

40 / 34 / 0

Психологическая, педагогическая диагностика, наблюдение «Социограмма»;

Проективные методики;

«Неоконченные предложения»

Проводит психолог

количество несовершеннолетних, имеющих положительную динамику развития навыков социализации

74 (100%)

Психологическая, педагогическая диагностика, наблюдение

Психологическое интервью

Проводит психолог

количество несовершеннолетних, удовлетворенных участием в программных мероприятиях

74 (100%)

Анкета «Удовлетворенность участием в программных мероприятиях»

положительная динамика изменения психологического статуса несовершеннолетних

количество несовершеннолетних, имеющих положительную динамику изменений психологического статуса

74 (100%)

Психологическая диагностика

Наблюдение

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Опросник депрессии у детей от 7 до 17 лет

отцы, воспитывающие детей, проживающих с ними после развода;

отцы, воспитывающие детей без матери (вследствие смерти матери, лишения родительских прав и др.);

мужчины, воспитывающие несовершеннолетних приемных (опекаемых) детей

повышение уровня социальной активности одиноких отцов

количество одиноких отцов, имеющих положительную динамику социальной активности

57

(100 %)

мониторинг реализации практики

 

положительная динамика формирования родительской компетентности отцов

количество родителей, повысивших родительские компетенции

57

(100 %)

Психологическая, педагогическая диагностика, наблюдение

Опросник «Анализ семейного воспитания»

(Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.)

«Стратегии семейного воспитания»

улучшение эмоционального состояния и внутреннего психологического комфорта одиноких отцов

количество одиноких отцов, улучшивших психологическое состояние

 

 

57

(100 %)

Соотношение депрессивного состояния и суицида (опросник А. Веска)

Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой

Шкала Спилбергера-Ханина

для определения личностной и ситуативной тревожности

Проводит психолог


6.   Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»// Собрание законодательства Российской Федерации от 04.06.2012 № 23, ст. 2994. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru. – Загл. с экрана.

2.  Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» – Режим доступа: http://base.garant.ru/70727660/#ixzz4cmVQBkTz– Загл. с экрана.

3.  Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 421-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы». – Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-programmy/sotsialnaya-podderzhka-zhiteley/463274/aktualnaya-redaktsiya – Загл. с экрана.

4.  Исследование причин социального сиротства – жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения. – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, 2019 Режим доступа: http://deti.timchenkofoundation.org/2019/11/10/predstavljaem-rezultaty-issledovanija-prichin-socialnogo-sirotstva/ .

5.  Дети одиноких родителей: опыт внедрения услуги «Социально-психолого-педагогического сопровождения семей, где дети воспитываются одним родителем» // Методические рекомендации для специалистов, работающих с семьей. – Барнаул, 2014.

6. Дмитриева, Т.Б. Социальная психиатрия в детско-подростковом возрасте – клиническая реальность нашего времени. //Рос.психиатр. журн. – 1999. – № 3. – С. 9–14.

7.   Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт// Педагогика. – 2005. –№ 9.

7. Николаева, Я.Г. Отцовство после развода: обзор исследований зарубежных ученых // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Гурко, Т.А. – М.: Институт социологии РАН, 2006.

8. Повышение роли отца в семье [Текст] / Н. А. Муртазина // Управление дошкольным образовательным учреждением : науч.-практ. журн. – 2009. – № 3. – С. 86–95.

9. Справочник социального педагога: 5–11 классы: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями / Т. А. Шишковец. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва: ВАКО, 2007. – 336 с.

Приложение 1

Перспективный план реализации программы «Ты не одинок»

№ п/п

Направления деятельности

Мероприятия

(содержание деятельности)

Сроки проведения

Ответственные

1.

Информационно-просветительское

Организация оперативного обмена информацией со специалистами организаций и учреждений в рамках межведомственного взаимодействия

в течение периода

специалист по работе с семьей;

специалисты организаций и учреждений

Размещение информации на сайте учреждения, сайте администрации города, в СМИ

ежеквартально

специалист по работе с семьей;

методист;

психолог;

представители организаций и учреждений

Распространение рекламных буклетов, листовок в образовательных, медицинских учреждениях

ежемесячно

Создание и пополнение на сайте учреждения «Электронного буклета «Недетские вопросы на детские темы»

постоянно

Консультации специалистов в рамках индивидуальных обращений, на родительских собраниях в образовательных учреждениях, открытых мероприятиях в структурных подразделениях

ежеквартально

Проведение мероприятий для специалистов в рамках междисциплинарного взаимодействия (семинар, мастер-класс, круглый стол)

1 раз в квартал

Организация работы «Помогающего специалиста» семьи

в течение периода

2.

Социально-педагогическое

Индивидуальные консультации специалистовдля целевой группы

по обращениям

врач социально-медицинского отделения;

специалист по работе с семьей;

психолог

Групповые тематические консультации по вопросам воспитания, ролевых отношений в семье, ведению здорового образа жизни

 

1 раз в месяц

в рамках Группы взаимопомощи «Папа+»

Открытые занятия, мастер-классы для родителей

По отдельному плану в рамках Группы взаимопомощи «Папа+»

Педагогическая диагностика

по обращениям

специалист по работе с семьей

Организация волонтерской деятельности в рамках программы:

Семья-волонтер (помощь в быту, организации досуга детей, выполнении домашних заданий школьникам и др.).

Дети-волонтеры (организация совместного досуга детей в рамках группы взаимопомощи «Папа+»)

в течение периода реализации программы

специалист по работе с семьей

3.

Социально-психологическое

Психологическая диагностика

по обращениям

психолог

Индивидуальные консультации участников целевой группы

по обращениям

Индивидуальные и групповые занятия по гармонизации детско- родительских отношений

по отдельному плану

Индивидуальные и групповые занятия по социальной реабилитации детей, переживших травмирующие ситуации

по обращениям

4.

Социально-правовое

Социально-правовое консультирование участников целевой группы

по обращениям

юрисконсульт;

представители организаций и учреждений

5.

Культурно-досуговое

Ежемесячные мероприятия в формате «Воскресенье вместе с папой»

ежемесячно по отдельному плану

специалист по работе с семьей; психолог; методист;

специалисты организаций и учреждений

Социально-значимые общественно полезные акции, семинары выходного дня

День именинника (на базе досуговых учреждений с привлечением социальных партнеров, добровольцев)

Арт-проект «Папаши» (неделя фотовернисажей, выставки-презентации)

ежегодно

Ежегодные отчетные мероприятия:

- конференция;

- фестиваль отцовских инициатив;

- конкурс «Я отец»

ежегодно,

декабрь

Содействие в организации летнего отдыха и оздоровления детей из неполных отцовских семей

постоянно


Приложение 2

Положение о группе взаимопомощи «Папа+»

1. Общие положения

1.1.                Группа взаимопомощи «Папа+» является добровольным объединением одиноких отцов, воспитывающих несовершеннолетних детей (далее целевая группа), на основе общности интересов для взаимопомощи и взаимоподдержки в решении проблем, организации досуга.

1.2.                Группа взаимопомощи «Папа+» в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, нормативными актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения», настоящим Положением.

1.3.                Деятельность группы взаимопомощи «Папа+» направлена на оказание консультативной, профилактической помощи одиноким отцовским семьям; организацию досуга семьи, способствующего развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями.

1.4.                Деятельность группы взаимопомощи «Папа+» основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов детей, их родителей.

1.5.                Деятельность группы взаимопомощи «Папа+» не преследует коммерческой цели и не направлена на содействие извлечению прибыли другими юридическими и физическими лицами.

2.                  Цель, задачи и направления деятельности группы взаимопомощи «Папа+»

2.1.                Цель группы взаимопомощи «Папа+» – организация деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки целевой группе, оказание практической помощи в процессе построения детско-родительских взаимоотношений.

2.1.                Задачи:

2.1.1.          психолого-педагогическая поддержка отцов, активизация их потенциала в поиске позитивных жизненных стратегий для решения собственных проблем и проблем детей;

2.1.2.          информационная поддержка отцов, необходимая для формирования или повышения их родительской компетентности;

2.1.3.          организация семейного досуга, содействие социализации и жизненному самоопределению детей, привитию им навыков здорового образа жизни;

2.2.                Для достижения указанных целей и поставленных задач группа взаимопомощи «Папа+» осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- психологическое сопровождение неполной семьи, направленное на формирование и укрепление способности семьи к самостоятельному развитию и функционированию;

- информационно-просветительское сопровождение семьи, направленное на оказание консультативной, профилактической помощи;

- организация продуктивного досуга семей;

- организация сотрудничества семей одиноких отцов и обмен опытом в воспитании детей.

3.                  Виды деятельности и формы работы

3.1.                Для решения поставленных задач группа взаимопомощи «Папа+» осуществляет следующие виды деятельности в интересах участников и членов их семей:

- проводит регулярные встречи семей одиноких отцов для оказания консультативной помощи;

- организует встречи со специалистами различных учреждений, организаций (образовательных, социальной защиты населения, опеки и попечительства, правоохранительных органов) для просвещения целевой группы, получения необходимой информации и социальной поддержки;

- организует обучение необходимым навыкам и умениям в области педагогики, психологии, конфликтологии, гражданских инициатив;

- организует информационный обмен (телефонную, интерактивную связь) между участниками группы;

- организует культурные, оздоровительные и другие мероприятия;

- представляет, защищает и отстаивает права и интересы одиноких отцовских семей.

3.2. Используемые формы работ в деятельности группы взаимопомощи «Папа+»: лекции, мастер-классы, круглые столы, семейные праздники, консультации, дискуссии, тренинги, презентация специальной литературы по различным аспектам жизнедеятельности одиноких отцовских семей, выставки семейных работ, конкурсы.

4.Заключительные положения

4.1. В настоящее положение могут быть внесены изменения и дополнения.

4.2. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.


Приложение 3

Примерное планирование работы группы взаимопомощи «Папа +»

(предложения для выбора тематики заседаний)

 

№  

п/п    

Тема заседания    

Цель

Краткое содержание

Сроки

Ответственные

1

Организационное заседание

Сбор ожиданий членов клуба, знакомство

 

1. Игры на знакомство.

2. Анкетирование «Что я ожидаю от клуба», диагностика «Я – родитель».

3. Тест «Рядовой или генерал».

4. Практикум «Папа, давай поиграем»

ноябрь 2020

психолог; специалист по работе с семьей

 

2

Внутрисемейные конфликты

Знакомство с понятием «Конфликт».

Рассмотрение основных стратегий выхода из конфликта

1. Мини-лекция «Конфликты. Пути их разрешения».

2. Практикум «Конструктивный выход из конфликта».

3. ИЗО-деятельность

декабрь 2020

психолог; специалист по работе с семьей

3

Детско-родительские отношения

Актуализация знаний и детско-родительских отношений

1. Круглый стол «Отцы и дети».

2. Диагностический блок

февраль 2021

психолог; специалист по работе с семьей

4

Игра в жизни и развитии ребенка

Показать актуальность игры в жизни родителей и детей

1. Беседа о детских играх и игрушках.

2. Практикум «Совместные игры в семье»

март 2021

психолог; специалист по работе с семьей

5

Свободное время вместе с детьми

Познакомить отцов и детей с возможностями проведения совместного свободного времени

1. Мозговой штурм «Вместе с папой».

2. Практикум «Планируем поход»

апрель 2021

психолог; специалист по работе с семьей

6

Семейные праздники

Показать актуальность семейных праздников

1. ИЗО-деятельность «Семейный праздник».

2. Проект «Наш семейный праздник»

май 2021

психолог; специалист по работе с семьей

7

Наказания – быть или не быть

Рассмотрение проблемы наказания (сделать акцент на проблеме насилия – по мере возможности и необходимости)

1. Мини-лекция «наказание детей».

2. Диспут «Проблемы наказания детей»

 

июнь 2021

психолог; специалист по работе с семьей

8

Воспитание ответственности

Актуализация понятия ответственности.

Знакомство с методами воспитания ответственности

1. Беседа об ответственности.

2. Занятие с элементами тренинга «Ответственность»

июль 2021

психолог; специалист по работе с семьей

9

Семья с традициями

Актуализация семейных традиций

1. Мини-лекция «Наши традиции».

2. Мозговой штурм «Традиции нашей семьи».

3. Практикум «Герб семьи»

август 2021

психолог; специалист по работе с семьей

10

Итоговое заседание клуба

Подведение итогов работы клуба

Дискуссия

сентябрь 2021

психолог; специалист по работе с семьей

 


Возврат к списку