БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»
О проведении тренингового занятия «Разрешение конфликтных ситуаций учителя с учеником»
4 марта 2018
О проведении тренингового занятия «Разрешение конфликтных ситуаций учителя с учеником»
Достаточно часто родители спрашивают, как себя вести, как лучше поступить, если у ребенка в школе складываются конфликтные отношения с учителем. К сожалению, не совсем правильная реакция и поведение родителей в такой ситуации может усугубить положение.
В рамках проведения Методической недели на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» специалисты отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения» 02.03.2018 года провели тренинговое занятие с педагогами школы по теме: «Разрешение конфликтных ситуаций учителя с учеником».
На занятии были представлены практические материалы о видах конфликтов и стратегиях их разрешения. Учителя в группах обыгрывали ситуационные задачи, обсуждали реальные сложившиеся конфликтные ситуации, делились опытом по их профилактике и преодолению.
По завершению работы в группах участники тренингового занятия прошли тестирование, а также получили рекомендации по стилям поведения и способам разрешения конфликтов.
Мероприятие прошло в плодотворном и творческом обсуждении предложенных задач. В ходе общения участники встречи нашли решение многих вопросов, возникающих в профессиональной деятельности. Также были рассмотрены практические примеры того, как можно помочь родителям правильно отреагировать на проблемную ситуацию и найти достойный выход, сохранив хорошие доброжелательные отношения и с ребенком, и с учителем.
Если вы узнали о конфликте с учителем:
· Прежде чем отругать ребенка, постарайтесь выяснить, в чем дело….
· Старайтесь при ребенке не обсуждать недостатков учителя. Будет лучше, если вы сможете рассказать ребенку, что учитель тоже человек, и он может быть усталым или раздраженным. Есть существенная разница в том, каким мы хотим видеть «идеального» учителя и реальной жизнью. У учителей трудная работа, прежде всего, сами уважайте труд учителя.
· Решайте ситуацию в самом начале. Не нужно надеяться, что «авось само как-нибудь пройдет». Разговор с учителем нужно продумать и построить в русле диалога. Не начинайте разговор с претензий, возможно, тогда вам будет легче договориться и услышать друг друга.
Дети, даже в подростковом возрасте, когда мы от них ждем, что они сами могут решить свои проблемы, еще не обладают дипломатическими способностями. Вряд ли в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти правильное решение проблемы. Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.
Задача взрослых – помочь ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.
Этапы решения ситуации:
1. Оцениваем ситуацию. (Наблюдаем. Изучаем. Делаем предварительные выводы)
Есть признаки, по которым можно определить, что у ребенка напряженные отношения с конкретным учителем:
- ребенок пренебрежительно или агрессивно отзывается об учителе;
- отказывается делать домашнее задание по конкретному предмету, рисует на учителя карикатуры, портит учебник;
- сильно раздражается, злится, когда вы спрашивает ребенка об уроках, которые ведет этот учитель.
Это на ранних стадиях конфликта. Если упустить момент, то:
-ребенок начнет пропускать уроки;
-если посещает уроки, то делает все назло учителю;
-ребенка часто выгоняют с урока, чтобы не мешал, его успеваемость стремительно катится вниз.
2. Проясняем ситуацию. (А давайте, поговорим)
Всегда есть две стороны и, следовательно, две версии противоборства сторон. Необходимо быть готовым к тому, что эти версии могут сильно отличаться друг от друга.
Очень важно во время разговора позволить ребенку выразить свои негативные эмоции.
Решать проблему можно только тогда, когда ребенок готов слушать и думать:
– если ребенок заплакал, рассказывая об отношениях с учителем, повысил голос, использовал грубые слова и обидные прозвища, которые услышал от учителя - ни в коем случае не останавливайте ребенка, позвольте ему все высказать;
– как только ребенок выплеснет свои переживания, успокоится, переходите к конкретизации конфликта. Например, предложите ребенку вспомнить, когда учитель впервые выразил свое отношение к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д. Анатомируйте конфликтные ситуации, уточняйте детали.
– Проявляйте сочувствие к ребенку, но не позволяйте себе агрессии в адрес учителя. Наша задача – убедить ребенка в том, что ни у него, ни у учителя нет осознанного желания причинить зло другому. Просто вам трудно понять друг друга.
– обязательно разработайте совместный план действий. (Решите, что может сделать сам ребенок, а что можете сделать вы). Хорошо, если ребенок сам что-нибудь сможет предложить. Например: воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д.
Вы, со своей стороны убедите ребенка в необходимость вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали. (Обязательно сдержите слово!!!)
3. Разговор с учителем (Умные люди всегда смогут договориться…)
Учитывайте особенности действий ребенка, атмосферу учебного заведения (отношения в классе, стиль преподавания учителя).
Разговаривайте с учителем уважительно, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, уточняйте и переспрашивайте, но не преувеличивайте вину своего ребенка. На самом деле, у учителя, как правило, нет такой цели, чтобы испортить жизнь вашему ребенку.
Защищая права ребенка, мы стремимся к тому, чтобы он хорошо чувствовал себя в школе. Если посмотреть на конфликт с высоты своего жизненного опыта, станет понятно, что тройка по письму, не оказала особого влияния ни на нашу работу, ни на количество друзей.
Помните, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?
Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь ребенка от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии родителей в жизни класса.
Важно регулярно приходить на родительские собрания, интересоваться жизнью школьного коллектива. Было бы хорошо, если бы у ребенка было интересное хобби. Тогда, с одной стороны, это позволит ребенку участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, поможет менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
Подобные мероприятия дают возможность педагогу как отрефлексировать собственные установки и действия, так и наметить пути решения нередко возникающих в процессе общения в профессиональной сфере деятельности проблем.