О реализации программы «Социализация людей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии»

17 июля 2018

О реализации программы «Социализация людей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии»

DSC_0050.JPG

Ни для кого не секрет, что кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает зрителя любого возраста разнообразными впечатлениями, вызывает сильные эмоции, способствует общему развитию и эстетическому воспитанию. Особенно сильное впечатление спектакли театра кукол производят на инвалидов молодого возраста, т.к. это одно из первых их приобщений к удивительному миру театра.

Создание самодеятельного кукольного театра - развивающая, многогранная деятельность, на которую не стоит пожалеть ни времени, ни сил. Данный вид деятельности способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию речи, художественного вкуса и фантазии, познанию нового и интересного, радости совместной деятельности с близкими людьми.

         Педагогическая целесообразность программы «Социализация людей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии» состоит в том, что используется арт-терапевтический метод – метод куклотерапии, как средство реабилитации инвалидов с нарушениями в развитии. Молодые люди могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, куклотерапия, не смущая и, не травмируя инвалида, даёт возможность войти в этот мир и объединить его собственные интересы с коррекционными задачами специалиста.

Проведение занятий по данной программе проходит на базе социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов, сектора по работе с инвалидами молодого возраста бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения».

На занятиях используются различные виды кукольного театра.

Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук.

Рукавичковый: наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавичек с большим пальцем показало, что инвалид молодого возраста с ментальными нарушениями не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы, однако данный вид кукольного театра способствует развитию тактильно-двигательных ощущений и передаче информации тактильным способом.

Также используется настольный плоскостной театр. На первых занятиях по театрализованной деятельности молодые люди передвигали куклы под музыку, что позволяло им тесно взаимодействовать друг с другом.

В ходе театрализованной деятельности отрабатывались умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа, используя интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и др.

За период реализации программы с января 2017 года нами были поставлены сказки «Репка», «Колобок», « Курочка ряба», «Два веселых гуся».

Инвалиды молодого возраста, особенно с нарушениями ментального спектра, не всегда способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр. К концу 2017 года наши ребята овладели техникой управления куклами различных видов театра, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песней.    

Результатом данной деятельности явилось освоение следующих важных психологических навыков:

- увеличился запас невербальных средств общения;

- речь стала более выразительной, связной, обогатился словарный запас;

- появилась мотивация к совместной деятельности, а также интерес к театру как к виду искусства.

Познавая реальный мир, инвалиды активно проецируют собственный жизненный опыт в игровую ситуацию. Куклы являются основным предметом, обеспечивающим им возможность самовыражения и формирующим его эстетическое восприятие. Исходя из опыта реализации программы, можно сделать вывод об эффективности применения данного метода на практике в процессе реабилитации инвалидов молодого возраста, в том числе с ментальными нарушениями.


Сайт профессионального сообщества: http://socioprofi.com