Об основах социального обслуживания граждан "по новому"

04.12.2014 «Уважаемые мегионцы и высоковцы!
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он кардинальным образом меняет систему  социального обслуживания населения в нашей стране. На актуальные вопросы реализации данного закона отвечает начальник Управления социальной защиты населения по г.Мегиону Татьяна Масленникова.
1.    Татьяна Александровна, в чем новизна принятого закона?  
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ или Закон)  заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
442-ФЗ направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.
2.    Какие ключевые понятия вводятся 442-ФЗ?
Законом вводятся такие новые понятия, как «получатель социальных услуг» и «поставщик социальных услуг».
Получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
В действующем законодательстве используется понятие «клиент социальной службы» - это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Понятия «клиент» и «трудная жизненная ситуация» сейчас широко применяются, мы к ним привыкли, но в новом Законе они отсутствуют.
Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
В нашем муниципальном образовании в настоящее время социальные услуги предоставляет бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», т.е. государственная организация. С нового года поставщиком социальных услуг может быть не только государственная, но и негосударственная коммерческая или некоммерческая, в том числе общественная организация, и индивидуальный предприниматель. За ними с 1 января 2015 г. признаются равные права и обязанности.
Чтобы законно осуществлять деятельность по социальному обслуживанию граждан на территории Югры негосударственные организации или индивидуальные предприниматели должны быть включены в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формирует и ведет который Депсоцразвития Югры. Перечень сведений о поставщиках, которые должны содержаться в реестре, утвержден 442-ФЗ, а порядок включения в реестр – приказом Депсоцразвития Югры от 19.11.2014 № 20-нп. Данные документы опубликованы на сайте Минтруда России и Депсоцразвития Югры. Реестр будет размещен на окружном сайте в открытом доступе, т.к. получатель социальных услуг теперь имеет право выбрать поставщика социальных услуг.
Впервые Законом вводится новое направление работы организаций социального обслуживания – социальное сопровождение граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, и основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (статья 22 Закона).
Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
3. Кто и в каком порядке может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, в Управление социальной защиты населения по г.Мегиону Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Управление)  с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Минтрудом России.
В Законе отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», как я говорила выше, вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств в частности относятся:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию и др.
Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, установлены постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2014 № 447-п.
Комиссия при Управлении принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, Управление определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждена приказом Минтруда России (статья 7 Закона).
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг выдается гражданину на руки, содержащиеся в ней мероприятия пересматриваются в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Закона.
4.    Каковы действия гражданина после получения индивидуальной программы предоставления социальных услуг?
Гражданин, признанный нуждающимся в социальном облуживании,  обращается к поставщику социальных услуг, рекомендованному в индивидуальной программе.
Поставщик социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг заключает с гражданином либо его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг (статья 17 Закона). Примерная форма договора утверждена приказом Минтруда России
В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги, который утверждается в субъектах РФ.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты соответствующие постановления:
    - от 18 сентября 2014 г. № 347-п «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в организациях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, негосударственных (коммерческих и некоммерческих), в том числе социально ориентированных некоммерческих организациях, предоставляющих социальные услуги, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание…»;
- от 26 сентября 2014 г. № 356-п «Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре …»
- от 27 июня 2014 г. № 238-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 ноября 2008 года № 235-п «О порядке и условиях предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и др.
В субъектах Российской Федерации, в том числе и в Югре, на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг, будет  формироваться и вестись регистр получателей социальных услуг (статья 26 Закона).
Порядок формирования и ведения регистра получателей социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 19 ноября 2014 г. № 20-нп. Сбор, хранение, обработка и представление информации о получателях социальных услуг при ведении регистра будет осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В городе Мегионе формировать и вести регистр будет Управление.
    5. Татьяна Александровна, вы сказали, что социальные услуги могут предоставляться бесплатно и на условиях оплаты. Расскажите об этом подробнее.
Законом установлено, что отдельным категориям граждан социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. К таким категориям относятся:
- несовершеннолетние дети;
- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- граждане, среднедушевой доход которых ниже установленной предельной величины (статья 31 Закона).
Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума (Закон автономного округа от 26 сентября 2014 года № 76-оз).  Отмечу, что в настоящее время бесплатные услуги получают граждане, доход которых ниже одного прожиточного минимума. Таким образом, с 1 января 2015 года численность граждан, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, увеличится.  
Помимо этого, окружное законодательство установило категории граждан, которым социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, входящие в перечень социальных услуг, предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода получателя социальной услуги. Это:
- инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны;
- инвалиды боевых действий;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
Размер платы за предоставление социальных услуг, порядок её взимания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре установлены постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2014 г. № 393-п.
    6. Претерпел ли изменения перечень социальных услуг?
В Законе с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления – стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), что облегчает понимание людьми своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем.
Перечислю виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения и др.).
Необходимо отметить, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
В нашем регионе Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержден Законом автономного округа от 19 ноября 2014 г. №93-оз. С учетом подвидов услуг этот перечень насчитывает более 50 услуг (сейчас 110 видов социальных услуг).
    7. Кто будет осуществлять контроль в сфере социального обслуживания граждан, соблюдение норм нового Закона?
Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.
Региональный государственный контроль осуществляется уполномоченным органом, в нашем округе – Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 27 ноября 2014 г. № 457-п «О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).
Что касается контроля общественности, то эти механизмы в нашей отрасли внедрены еще в 2013 году во исполнение майских указов Президента: независимая экспертиза деятельности учреждения социального обслуживания осуществляется ежегодно в установленном порядке, к ней подключены представители попечительских советов, Общественного совета при Депсоцразвития Югры. По ее результатам формируются рейтинги учреждений, выносятся рекомендации по повышению качества обслуживания.
8. В связи с вступлением в силу 442-ФЗ стоит ли волноваться тем гражданам, которые в настоящее время находятся на обслуживании в БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения  «Гармония»?
Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем услуг, установленным по состоянию на 31 декабря 2014 года. Поэтому с теми гражданами, которые находятся на постоянном социальном обслуживании на дому, в отделении временного проживания и будут находиться на 1 января 2015 г., в декабре 2014 года организована работа по подаче заявления новой формы в Управление, рассмотрение его на комиссии, составлению индивидуальной программы получения социальных услуг и заключению соответствующего договора с Комплексным центром. При этом для этих получателей социальных услуг вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг не могут быть выше размеров, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Таким образом, волноваться гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на обслуживании в Центре, не стоит, с каждым будет проведена индивидуальная, в том числе разъяснительная работа.
9. Татьяна Александровна, если все-таки у граждан или потенциальных поставщиков социальных услуг возникнут вопросы, куда можно обратиться?
По всем интересующим вопросам граждане могут обратиться в:
    - Управление социальной защиты населения по г. Мегиону, расположенное по адресу: г. Мегион, ул. Новая, д.2, 2-ой этаж, каб. №№ 217, 218, или по телефонам: 2-10-88; 2-18-69. Также граждане могут записаться на личный приём к руководителям Управления по телефону 2-13-30;
    - БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Гармония», расположенное по адресу: г. Мегион, ул. Кузьмина, 40, телефон 4-32-80. Также сообщаем, что всю интересующую информацию о деятельности учреждения граждане могут получить на официальном сайте БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония».
Еще раз обращаю внимание мегионцев, что все законодательные и нормативные правовые акты, принятые в целях реализации 442-ФЗ, размещены в отдельной вкладке на сайтах Минтруда России и Депсоцразвития Югры, отдельная информация, объявления Управлением размещается на сайте администрации города и в городских средствах массовой информации.»


Возврат к списку