Переговорная площадка как эффективный метод профилактики наркомании в подростковой среде

09.12.2015

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить” (Роджер Левин).

Проблема употребления наркотических веществ в муниципальном образовании г. Мегион на сегодняшний день стоит особенно остро, и наиболее уязвимой частью населения являются подростки и молодые люди.

Актуальность профилактической работы с подростками города обусловлена с одной стороны широким распространением на территории нашего муниципального образования «спайс», «экстази», иных наркотических веществ, с другой стороны, необходимостью поиска и использования различных форм и методов профилактической работы, направленной на предупреждение их употребления. 

Новизна профилактической работы с подростками состоит в том, что им не просто дается информация о вреде употребления наркотических веществ, а дается возможность самостоятельно анализировать все плюсы и минусы, инициировать обсуждение проблемы, принимать решение, в чем и состоит преимущество деятельностного подхода.

Целью специалистов отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» является профилактика немедицинского употребления психоактивных и наркотических веществ в молодежной среде по двум основным направлениям:

- улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом посредством их включенности в анализ и решение проблемы;

- содействие в становлении здорового образа жизни через обучение эффективным поведенческим стратегиям, позволяющим разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, действовать в экстремальных ситуациях, осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков или выбора жизненного стиля.

И одной из основных задач является создание единого содержательного и организационного поля, в котором возможно дальнейшее взаимодействие подростков и представителей различных учреждений и общественных организаций города.

Всю профилактическую работу специалисты отделения строят таким образом, чтобы не директивно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с подростками и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность эффект.  Широко используются при этом методы педагогического воздействия на личность [1], представляющие собой систему педагогических приемов, призванных изменить поведение человека, его взгляды, мнения и установки: методы формирования сознания личности (убеждение), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение), методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) через использования метода проведения «переговорных площадок» (приложение 1).  

«Переговорная площадка» - это открытое обсуждение проблем, интересующих молодежь, с привлечением специалистов различных ведомств[2]. 

_____________________________________________________________________________________

[1] Иванова В.А., Левина Т.В. «Педагогика». ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006./ kgau.rudistance/mf_01/ped-asp/

[2] Из опыта работы АУ СОН ТО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних села Омутинское" Тюменской области». /http://detkitmn.ru/

Учитывая особенности подросткового возраста, когда информация, исходящая от взрослых — педагогов, родителей — не столь значима, важна негативная установка в отношении наркотиков, высказанная самими детьми. 

В ходе проведения мероприятия одна группа участников самостоятельно придумывает аргументы «за» употребление наркотиков, а задача второй группы участников - найти убедительные аргументы «против».

          В ходе проведения «переговорных площадок» специалисты помогают подросткам находить в себе и развивать свои персональные ресурсы, которые способствуют развитию стойкого социального иммунитета у несовершеннолетнего к социально негативным воздействиям среды, так называемого стресс-преодолевающего поведения. Этим обеспечивается не только эффективность, но и универсальность профилактики.  Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы, а именно те способности, знания и умения человека, которые позволяют ему эффективно справляться с требованиями среды.

Если тема для подростков эмоционально значима, то у них возникает желание, например, получить дополнительную информацию, или помочь товарищу избавиться от тяги к совершению противоправного деяния, наркозависимости, или определить степень своей собственной зависимости и т.д.  Задача   ведущего в данной ситуации заключается в том, чтобы помочь подросткам глубже познакомиться с темой, разрешить их страхи и сомнения и научиться справляться с трудными ситуациями.  В то же время, работая в области антинаркотического просвещения, следует избегать тактики запугивания.

С января 2013 года специалистами отделения проведено 28 тематических «переговорных площадок» с привлечением несовершеннолетних города в возрасте от 13 до 18 лет, направленные на профилактику употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических веществ и иных психоактивных веществ: «Мы выбираем жизнь!», «Мы выбираем будущее!», «Оставаться человеком!», «За что несем ответственность перед самим собой и окружающими», «Как помочь другу, если случилась беда?». В площадке приняло участие 962 несовершеннолетних, в том числе 68 состоящих на учете в отделении по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел России по г. Мегиону.

Подготовка и проведение «переговорной площадки» осуществляется по следующему алгоритму:

1. Определяются темы переговорных площадок через опрос среди несовершеннолетних школ города.

2. Анализируется полученная информация, определяются темы будущих мероприятий.

3. Определяется круг участников из учреждений системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних города. К участию в «переговорной площадке» привлекаются медицинские работники, представители культуры, духовенства.

4. Проводится «переговорная площадка», цель которой - формирование мотивов, потребностей в позитивной деятельности и отрицательного отношения подростков к противоправному поведению, употреблению ПАВ и пр. На «переговорных площадках» специалистами широко используется видеоматериал профилактической направленности (короткометражные фильмы, видеоролики), который позволяет наглядно представить обсуждаемую проблему, а также дает возможность подросткам предметно высказать свою точку зрения.

5. Проводится блиц-опрос среди несовершеннолетних после проведения «переговорной площадки, чтобы проверить эффективность ее проведения. 

Приведем данные блиц - опроса участников «переговорной площадки» «Мы выбираем жизнь!», проведенной в апреле 2015 года (приложение 2).

На вопрос «Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» 100% подростков ответили «Да».

На вопрос «Является ли употребление наркотиков опасным для психического и физического здоровья человека?» все участники «переговорной площадки» ответили утвердительно.

На вопрос «Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики» 72% участников ответили, что помогли бы ему излечиться.

На вопрос «Наркотик делает человека свободным?» 100% участников мероприятия дали отрицательный ответ.

Анализ проведения «переговорных площадок» показывает, что подростки имеют представление о пагубности употребления наркотиков и иных психоактивных веществ, у несовершеннолетних формируются негативное отношение к наркотикам и установка на ведение здорового образа жизни.   Также анализ результатов позволяет определить очередной спектр проблем, интересующих подростков, и наметить направления дальнейшей коррекционно-профилактической работы.

Несмотря на тот факт, что метод проведения «переговорных площадок» имеет недостаток по причине эпизодичности вовлечения детей и взрослых в совместную деятельность в данном направлении, преимущество внедрения данного метода очевидно, так как он стимулирует к активным действиям, которые, в свою очередь, формируют у подростка активную жизненную позицию и способность к изложению собственной точки зрения на проблему.

          «Переговорная площадка» – это, прежде всего психологический контакт между детьми и взрослыми в особых ситуациях совместной и групповой деятельности,  который является эффективным методом профилактики наркомании в подростковой среде, так как способствует развитию наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социального иммунитета и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов,   развитию личности подростка, способности воспринимать и оказывать психологическую поддержку другому, способности искать, находить и получать поддержку от других, самим выбирать себе друзей и лиц, с которыми будет строиться процесс общения, то есть управлять своим поведением, эффективно решать социальные проблемы.

 

Список литературы:

1. Иванова В.А., Левина Т.В. «Педагогика». ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006. / kgau.rudistance/mf_01/ped-asp/

2.  Из опыта работы АУ СОН ТО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних села Омутинское" Тюменской области.  

/http://detkitmn.ru/.


Васильева Ольга Анатольевна,
заведующий организационно-методическим отделением 



Возврат к списку