С 01 сентября 2020 года в деятельность учреждений социального обслуживания, подведомственных Депсоцразвития Югры будет внедрен проект «Сможем вместе»

07.08.2020

ПОЛОЖЕНИЕ

о проекте «Сможем вместе»

     Дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители нуждаются   в    особой    заботе    государства.    Передача    ребенку с особенностями развития социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством реабилитации, воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды. Междисциплинарный подход, вовлечение учреждений различной направленности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных организаций и объединений, обеспечение преемственности между различными участниками реабилитационной работы является важным условием ее эффективности.

     Трудности социализации, средовой адаптации, нарушения социального взаимодействия, проблемы ориентации в быту, тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья, требуют создания специальных условий и методов реабилитационной работы.

     Потребность в основных видах деятельности (игра, общение, познание, труд) у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья выше, чем у нормотипичных детей, так как им тяжелее приобретать учебные и трудовые навыки и умения.

     У большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья из числа получателей социальных услуг не в полной мере развиты навыки адаптации в социальную среду, а также видение реализации своих возможностей в профессиональной среде. В этой связи возникает потребность в принятии соответствующих мер для социализации детей и подготовки их к последующей самостоятельной жизни.

     Для решения этих задач и обеспечения дальнейшего положительного жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья требуется содействие в наиболее максимальном и эффективном раскрытии их потенциала и способностей, создание и организация в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определенных условий для развития:

     - творческой   реабилитации    и    профессиональной    ориентации в   образовательных   организациях   и   организациях дополнительного

     - образования, организациях культуры;

     - адаптивной   физической   культуры   и   спорта   в   спортивных и молодежных организациях;

     - системы раннего вмешательства и социального сопровождения; социальной    инклюзивной    составляющей    в    различных     сферах и направлениях жизнедеятельности с вовлечением здоровых сверстников;

     - государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций,   представителей    социально    ответственного    бизнеса в оказании   социально   значимых   услуг   детям-инвалидам,   детям с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающим их семьям;

     - взаимодействия с   общественными   организациями   инвалидов и волонтерскими организациями, молодежными инициативными организациями, неравнодушными активными гражданами, в том числе в рамках обеспечения социального сопровождения по различным направлениям жизнедеятельности;

     - формирования дружелюбной инклюзивной среды и формирования позитивного     отношения      и      признания      способностей      людей с ограниченными возможностями, в том числе с привлечением средств массовой информации и др.

     В целях содействия в решении этих задач планируется проведение на     базе      комплексных      центров      социального      обслуживания и реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - учреждения социального обслуживания) следующих мероприятий:

     - привлечение социальных партнеров к реализации мероприятий, проводимых в рамках реализации Проекта;

     - организация межведомственного взаимодействия с организациями

     - образования,      культуры,      спорта,      негосударственным      сектором и общественными объединениями;

     - улучшение материально-технической базы учреждений;

     - вовлечение здоровых сверстников в организацию и проведение мероприятий, направленных на улучшение интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих курс реабилитации, при проведении массовых культурных, спортивных, благотворительных и других мероприятий.

    Цель проекта:

     Создание благоприятных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их бытовому, трудовому и физическому воспитанию, получению знаний и навыков, а также профессиональной ориентации, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности и самоопределения.

    Основные направления проекта:

         1. «Мои способности - мои возможности»;

         2. «Социальная инклюзия»;

         3. «Крепкая семья —счастливое детство».

     1. Направление «Мои способности - мои возможности».

     Основные задачи для реализации в учреждениях социального обслуживания:

     - организация и оснащение универсальных игровых комнат, кабинетов социально-бытовой адаптации, тренировочных квартир, социально- средовой и трудовой реабилитации;

     - реализация совместно с государственными учреждениями службы занятости       населения        Ханты-Мансийского        автономного округа - Югры (далее - центры занятости населения), а также во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, спорта и предприятиями комплекса профориентационных мероприятий, направленных на знакомство с миром профессий, ориентацию на профессиональное самоопределение, выбор профессии, получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство;

     - информирование       детей-инвалидов       и       их        родителей об образовательных организациях, организациях дополнительного образования и организациях среднего профессионального образования в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, где проживает получатель социальных услуг, во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, спорта, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов;

     - представление информации детям-инвалидам в возрасте от 12 до 18 лет и их родителям о возможности принять участие в региональном этапе Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills и Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

     - реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам реабилитации или абилитации в домашних условиях, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей;

     - разработка и внедрение системы раннего вмешательства, социального сопровождения, программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

     - организация встреч с людьми с инвалидностью, достигшими успехов в профессиональном развитии.

     2. Направление «Социальная инклюзия».

    Основные задачи для реализации в учреждениях:

     - благоустройство территорий реабилитационных центров и модернизация детских спортивно-игровых площадок;

     - формирование   навыков здорового образа жизни  и интереса к физической культуре и спорту, создание условий для занятий детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья адаптивной физкультурой и спортом;

     - создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

     - организация экскурсионных поездок для детей, проходящих реабилитацию в центрах, а также внедрение технологии «Виртуальный туризм», «Виртуальный музей» для знакомства с географией, мировыми культурными ценностями и др.;

     - внедрение    новых    социальных    технологий,     направленных на изготовление детьми-инвалидами поделок и продукции декоративно­ прикладного искусства, с возможностью их представления на различных социальных ярмарках творчества;

     - привлечение волонтерских организаций к проведению совместных мероприятий, направленных на формирование у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями позитивных интересов, творческого развития, организацию спортивных праздников;

     - проведение совместных с волонтерами   обучающих   занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, культура принятия пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (культура поведения, приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование портала государственных и муниципальных услуг и т.д.), обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными устройствами, интернетом и др.), создание творческой реабилитации, а также мероприятия по адаптации данных лиц к самостоятельной жизни, выработке навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных   потребностей    (организации    быта,    досуга,    общения и социальных связей);

     - взаимодействие   с   общественными   организациями   инвалидов и волонтерскими организациями, молодежными инициативными организациями, неравнодушными активными гражданами, в том числе в рамках обеспечения социального сопровождения по различным направлениям жизнедеятельности; проведение социальных инклюзивных уроков доброты.

     3. «Крепкая семья - счастливое детство».

    Основные задачи для реализации в учреждениях:

     - оказание консультативной помощи родителям и законным представителям   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья

по вопросам социализации детей, заложения основ их физического, нравственного и интеллектуального развития;

     - проведение   занятий   с   участием    родителей,    направленных на информирование и организацию помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;

     - проведение   родительских    чтений,    предполагающих    работу с родителями, позволяющую родителям не только слушать лекции, но и   изучать   проблематику   и   литературу   различной   тематики и участвовать в ее обсуждении, рассмотрение вопросов укрепления семьи и семейных ценностей, всестороннее социальное развитие ребенка и патриотическое воспитание через институт семьи, профилактика социального сиротства;

     - рассмотрение и обсуждение с родителями имеющихся проблемных вопросов и возможных путей их решения на межведомственных встречах с приглашением заинтересованных лиц;

     - вовлечение родителей в проводимые мероприятия в формате «Папа, мама, я - дружная семья», предполагающие конкурсы рисунков, совместные спортивные, культурные мероприятия;

     - содействие взаимодействию волонтерских движений с семьей и др.

    Планируемые участники проекта:

     - Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

     - реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

     - комплексные центры социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

     - попечительские советы реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и комплексных центров социального обслуживания населения;

     - органы местного самоуправления; образовательные организации; организации молодежи и спорта;

     - организации культуры муниципального уровня;

     - социально-ориентированные некоммерческие организации;

     - общественные организации (филиалы общероссийских общественных организаций, межрегиональные, региональные, местные общественные организации);

     - органы службы занятости населения; средства массовой информации;

     - родители   (законные    представители)    детей-инвалидов,    детей с ограниченными возможностями здоровья;

     - предприятия и организации различных форм собственности;

     - волонтерские и молодежные объединения и другие заинтересованные организации.

     Ресурсы проекта:

     - Средства реабитилационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и комплексных центров социального обслуживания населения;

     - Привлеченные средства (средства социальных партнеров, благотворителей, заинтересованных социально-ориентированных организаций);

     - Информационные (теле-, радио-, интернет- сопровождение, размещение информации о реализации проекта на сайтах учреждений, администраций муниципальных образований и заинтересованных ведомств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).



Возврат к списку