Говоря о семейном неблагополучии мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значить говорить о том:
* Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями.
* Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
* Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
* Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрос- лых на детей.
5. Семейный досуг.
ВАРИАНТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. Семья однодетная может сформировать ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения, конфликтными отношениями с обществом или одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, «задавленного» родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из под этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным достатком может находиться за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Последствием крайней бедности может быть лишение детей самого необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход.
4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может привести к неправильной полоролевой идентификации мальчиков и девочек.
5.Семья со свободными (попустительскими) взглядами на воспитание может породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход ребенка из семьи.
7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к детям, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
В зоне риска находятся семьи, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то придется иметь дело с неблагополучными семьями.
КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С СЕМЬЯМИ.
Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье необходимо заняться корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители - школа».
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
1. УБЕЖДЕНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ правил поведения, необходимости изменения отношений в семье и т.д..
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА детей из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным и взрослых в стремлении изменить ситуацию к лучшему.
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯ- ТЕЛЬНОСТЬ которая приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ детям и взрослым, помогая поверить в свои силы.
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ, формирование морально - нравственных качеств.
Памятка-рекомендация
1.Выстраивайте позитивные отношения с детьми. Беседуйте с ними дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2.Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
3.Контроль над подростком требует особого такта и внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
4.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
5.Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать подростку доверие и уважение.
Успехов Вам!
Наш адрес:628680, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Мегион ул. Кузьмина, д. 40.
Телефон: 8 (34643) 4-37-18
E-mail: garmonia@dtsznhmao.ru
Сайт: http://gar86.tmweb.ru/
Составитель: специалист по социальной работе В.А. Мангутова
Дата 20.03.2017 количество 30 экз.
Дата выпуска 01.02.2016
Количество 50 экз.