Работа с неблагополучными семьями

30.06.2017

Говоря о семейном неблагополучии мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значить говорить о том:

* Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями.

* Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

* Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.

* Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

 

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3. Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрос- лых на детей.

5. Семейный досуг.

   ВАРИАНТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

 

1. Семья однодетная может сформировать ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения, конфликтными отношениями с обществом или одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, «задавленного» родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из под этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным достатком может находиться за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Последствием крайней бедности может быть лишение детей самого необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может привести к неправильной полоролевой идентификации мальчиков и девочек.

 5.Семья со свободными (попустительскими) взглядами на воспитание  может породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход ребенка из семьи.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к детям, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

В зоне риска находятся семьи, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то придется иметь дело с неблагополучными семьями.


КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье необходимо заняться корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители - школа».

 

ПРИЕМЫ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ  правил поведения, необходимости изменения отношений в семье и т.д..

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА  детей из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным и взрослых в стремлении изменить ситуацию к лучшему.

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯ- ТЕЛЬНОСТЬ которая приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ детям и взрослым, помогая поверить в свои силы.

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ,  формирование морально - нравственных качеств.

 

   Памятка-рекомендация 

1.Выстраивайте позитивные отношения с детьми. Беседуйте с ними дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности. 

2.Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи. 

3.Контроль над подростком требует особого такта и внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху. 

4.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. 

5.Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. 

6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать подростку доверие и уважение. 

Успехов Вам!

 

Наш адрес:628680, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра,  г. Мегион ул. Кузьмина, д. 40.

Телефон: 8 (34643) 4-37-18

E-mail: garmonia@dtsznhmao.ru

Сайт: http://gar86.tmweb.ru/

 

Составитель: специалист по социальной работе В.А. Мангутова

 

Дата 20.03.2017 количество 30 экз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выпуска 01.02.2016

Количество 50 экз.

 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку