Разработчики:
Качур
Наталья Викторовна, заместитель директора,
Фаюршина Алла Геннадьевна, заведующий консультативным отделением
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы |
«Впусти меня в свое сердце» (программа социального сопровождения несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, находящихся в кризисной ситуации, женщин, имеющих намерение отказаться от ребенка) |
|
Автор программы
|
Фаюршина Алла Геннадьевна, заведующий консультативным отделением Качур Наталья Викторовна, заместитель директора |
|
Руководитель программы |
Качур Наталья Викторовна, заместитель директора |
|
Исполнители программы |
Психолог; Социальный педагог; Юрисконсульт; Специалист по социальной работе. |
|
Территория |
г. Мегион, пгт. Высокий |
|
Место проведения |
БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» |
|
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, ХМАО-Югра, 628680, г. Мегион, ул. Дружбы, д.6А |
|
Телефон |
8(34643) 4-32-80 |
|
Цель программы
|
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним беременным, юным и молодым матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка, их социальному окружению, профилактика семейного неблагополучия |
|
Задачи программы
|
1. Создать условия для реализации программы (кадровые и материально-технические ресурсы). 2. Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей. 3. Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.). 4. Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода. 5. Осуществить мониторинг реализации мероприятий программы |
|
Целевая группа |
Семьи с детьми и беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьи, имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного) |
|
Общее количество участников программы |
Примерное количество участников составляет: - несовершеннолетние беременные, в том числе имеющие намерение отказаться от ребенка (все выявленные); - юные и молодые матери, в том числе женщины имеющие намерение отказаться от ребенка (10 - 15 женщин) |
|
Дата утверждения программы |
|
|
Сроки реализации программы |
Краткосрочная (11.01.2017 по 11.01.2019) |
|
Формы работы |
Групповые; подгрупповые; индивидуальные |
|
Методы работы |
Организационные; исследовательские (диагностические); практические; аналитические |
|
Направления деятельности программы |
Организационно – диагностическое, психолого-педагогическое, социально – медицинское, профилактическое, досуговое |
|
Количество и название подпрограмм |
- |
|
Ожидаемый результат |
1. Участие социальных партнеров в работе междисциплинарной фокус-группы не менее 7 организаций. 2. Охват профилактической работой несовершеннолетних старших классов образовательных организаций, профессионального колледжа не менее 70%. 3. Сформированность социально-педагогических и психологических компетенций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка не менее 70%. 4. Содействие в преодолении кризисных ситуаций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода не менее 100%. 5. Реализация мероприятий программы не менее 90% |
|
Условия участия в программе |
Участие в программе осуществляется на добровольной основе по личному обращению, по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав, Отдела опеки и попечительства, женской консультации, БУ ХМАО-Югры «Мегионская городская детская больница «Жемчужинка», по заявке социальных педагогов общеобразовательных учреждений, других учреждений и организаций. |
|
Наличие экспертизы
|
Внешняя |
- |
Внутренняя |
Протокол заседания Методического совета от 20.02.3015 №1, приказ от 02.03.2015 №234-о «О выполнении решений Методического совета» Протокол заседания Методического совета от 03.03.2017 №1, приказ от 03.03.2017№187-о «О выполнении решений Методического совета» |
|
Участие в конкурсах, грантах |
|
|
Распространение опыта реализации программы |
|
|
Примечание |
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Каждый год в России фиксируют 4-4,5 тысячи рожениц, не достигших 15 лет, 9 тысяч – 16-летних мам, и более 30 тысяч 17-летних.
Таким образом, материнство в раннем и молодом возрасте становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, так как эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки и помощи практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению. Кроме того, несформированность материнского отношения к ребенку, опасна отказом от ребенка после его рождения.
Как показывает опыт работы БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» проблема несовершеннолетних и молодых женщин с выраженной несформированностью материнского отношения к ребенку, и для нашего города остается насущной.
Если раньше считалось, что ранняя беременность удел детей из асоциальных семей, то в настоящее время мы имеем несовершеннолетних беременных уже и в благополучных семьях. Анализируя работу с семьями, можно отметить, что проблема ранней беременности обусловлена, прежде всего, нарушением детско-родительских отношений, нежеланием и неспособностью родителей привносить вклад в культуру полового воспитания детей. В результате дети из таких семей оказываются в условиях, когда родительский, прежде всего воспитательный потенциал снижен до минимального уровня, результатом которого является педагогическая запущенность детей. Как правило, такие дети неспособны отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, следствием таких поведенческих аспектов девочек-подростков, все чаще становится ранняя беременность. После появления первых признаков беременности девушки-подростки, испытывая глубокие эмоциональные переживания, и боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких и друзей не всегда рассчитывают на их поддержку и понимание, и практика доказывает, что в большинстве случаев их переживания небеспочвенны, так как чаще всего, отношения в семьях в период «кризисной беременности» (подростковой беременности) и после рождения ребенка становятся менее доверительными и более конфликтными, ведь подавляющее большинство юных матерей живут в социально неустойчивых семьях, не имеют достаточного образования и постоянного партнера, ставшего бы полноценным помощником в уходе за ребенком.
В целом работа специалистов учреждения с семьями несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей организована. В ходе взаимодействия нормализуется психологический фон семей, решаются социальные проблемы. Однако остается контингент с нерешенными проблемами, где семьи имеют очень сложные внутрисемейные взаимоотношения, социальные и психологические проблемы. Именно этот факт указал на необходимость поиска дополнительных путей решения внесемейной социализации беременных несовершеннолетних, которые позволят осознать и принять роль матери, выработать взрослую жизненную позицию, сформировать зрелые суждения и ответственность. В данном контексте перечисленные выше качества могут стать вполне достижимыми при командной работе специалистов и представителей общественных организаций, государственных и негосударственных структур, взаимодействие которых направлено на комплексную работу, нацеленную на помощь этой весьма уязвимой категории. С этой целью учреждением разработана программа социального сопровождения несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка в условиях комплексного центра социального обслуживания населения «Впусти меня в свое сердце», направленная на:
· профилактику незапланированной беременности и несовершеннолетнего материнства;
· повышение психолого-педагогической и социально-правовой компетентности, позволяющей несовершеннолетним беременным и юным матерям адаптироваться к новой социальной роли и включиться в полноценную жизнь общества;
· выработку командного подхода специалистов различных ведомств и организаций, специализированно и профессионально занимающихся развитием системы помощи и поддержки беременных и юных матерей.
Как показывает опыт работы с несовершеннолетними беременными, молодыми и юными матерями, последствия раннего деторождения могут быть минимизированы, если юная женщина будет ощущать поддержку со стороны родительской семьи, отца ребенка, а также получать своевременную квалифицированную помощь специалистов.
Специалисты учреждения, работающие с данной категорией уверены, что, своевременно оказав молодой матери помощь и поддержку, можно сохранить кровную семью, появившемуся на свет младенцу и увидеть, как многие юные матери, несмотря на все трудности раннего материнства, проявляют удивительную силу духа, привязанность к детям и желание улучшить материальное положение своей семьи.
Социальный эффект от реализации программы «Впусти меня в свое сердце»:
- предотвращение отказов от новорожденных детей;
- предотвращение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;
- повышение уровня социализации молодых и юных мам.
1.2. Целевая группа
Семьи с детьми и беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьи, имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного).
1.3. Цель
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним беременным, юным и молодым матерям, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка их социальному окружению, профилактика семейного неблагополучия.
1.4. Задачи:
1. Создать условия для реализации программы (кадровые, материально-технические ресурсы, информационно-методические).
2. Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей.
3. Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям, в том числе имеющим намерение отказаться от ребенка для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.).
4. Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе межведомственного подхода.
5. Осуществить мониторинг реализации мероприятий программы.
1.5. Формы и методы
ФОРМЫ:
Групповые: культурно-досуговые мероприятия.
Подгрупповые: тренинги, лекционные занятия-практикумы, практические, развивающие занятия, родительские гостиные, мастер-классы.
Индивидуальные: беседы, консультации, опросы (анкетирование, посещение на дому).
МЕТОДЫ:
Организационные: информирование (памятки буклеты, сайты, СМИ), координирование (организация взаимодействия, заключение соглашений), планирование.
Исследовательские (диагностические): тестирование, анкетирование, наблюдение, мониторирование.
Практические: индивидуальное, групповое консультирование, беседы, практикумы.
Аналитические: анализ эффективности реализации программы, обобщение опыта, разработка рекомендаций.
Содержание программы
2.1. Этапы и сроки реализации программы
Сроки реализации: 2017 - 2019 гг.
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
январь 2017 – март 2017г.
· Изучение проблемы (анкетирование, опрос), изучение лучших практик и инициатив, возможных ресурсов при реализации программы.
· Организация информационной компании.
· Выявление, привлечение потенциальных участников программы (целевой группы программы) и социальных партнеров.
· Создание условий для реализации программы:
- формирование междисциплинарной команды;
- определение специалистов учреждения, участвующих в реализации программы;
- обеспечение материально-технических ресурсов.
2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
апрель 2017 г. – ноябрь 2019г.
· Решение практических задач, реализация мероприятий программы по направлениям:
- информационно-просветительское;
- профилактическое;
- психолого-педагогическое;
- социально-правовое;
- культурно-досуговое
3.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
· Ежегодно (декабрь):
оценка реализованных мероприятий (проведение анкетирования, опросов, интервьюирование участников программы)
· Декабрь 2019:
подведение итогов реализации, оценка эффективности программы.
2.2.Содержание основного этапа по направлениям деятельности
Направления |
Содержание деятельности по этапам реализации программы |
||
Организационный этап |
Практический этап |
Аналитический этап |
|
информационно-просветительское
|
1.Организация информационно-консультативной компании о реализации программы
2.Формирование междисциплинарной фокус-группы (презентация программы, ознакомление с направлениями и технологиями работы, современными подходами в работе с несовершеннолетними беременными, юными/ молодыми мамами, в том числе имеющими намерения отказаться от ребенка, заключение соглашений о сотрудничестве) |
1.Организация обучающих семинаров-практикумов для специалистов (фокус-группы), привлекаемых к участию в реализации программы
2. Разработка практического материала для реализации программы (презентации, сценарии, конспекты и пр.)
3. Создание на сайте учреждения вкладки «Электронный буклет», постоянное информационное обновление и пополнение информации |
1. Освещение результатов по итогам реализации мероприятий программы в СМИ, на официальном сайте учреждении, сайте администрации города Мегиона |
профилактическое |
1. Организация взаимодействия с образовательными учреждениями города по вопросам проведения с подростками мероприятий информационно-профилактической направленности
|
1.Мероприятия, направленные на информирование подростков о: - формах и способах контрацепции и изменения поведения школьников, способствующего ранней беременности (совместно со специалистами женской консультации); - ответственности сексуального поведения
2. Организация работы в образовательных учреждениях города консультативных пунктов, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков, повышению уровня семейной культуры, формированию у них семейных ценностей; повышению семейного статуса (консультирование, рекламные социальные акции и пр. в условиях временного размещения специалистов) |
1.Анализ результатов анкетирования участников мероприятий |
психолого-педагогическое |
1.Формирование банка данных о несовершеннолетних беременных, юных/ молодых мамах, в том числе женщин имеющих намерения отказаться от ребенка
2. Организация взаимодействия с партнерскими организациями, представители которых входят в состав фокус-группы, работа, которой нацелена на детальное исследование проблемы несовершеннолетней беременной, юной/молодой матери, в том числе имеющей намерения отказаться от ребенка с последующим индивидуализированным подходом к ее решению
3. Первичное консультирование, направленное на изучение уровня сформированности ответственного материнства, внутрисемейных отношений, эмоционального состояния. Определение характера имеющихся проблем, выявление значимых людей в социальном окружении. Мотивация к сотрудничеству
4. Психологическая диагностика, направленная на выявление проблемных зон в жизнедеятельности семьи, коррекция которых может помочь семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации
5.Определение фокус-группой совместно с участницей программы уровня и срока ее социального сопровождения (адаптационный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - 1 год, базовый уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - 1 год, кризисный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения - не более 6 месяцев, экстренный уровень – рекомендуемый срок социального сопровождения не более 3 месяцев)
|
1.Проблемно-ориентированное индивидуальное консультирование потенциальных участниц программы
2. Организация работы с целевой группой с привлечением представителей партнерских организаций и использованием социальных технологий: - школа социального наставничества (направлена на формирование эмоционально значимых, стабильных и долгосрочных отношений в жизни представительниц целевой группы, с целью поддержания и развития уверенности в собственных силах, определения жизненных целей, формирования человеческих взаимоотношений); - тематически ориентированные терапевтические группы с целевой группой (работа направлена на оказание помощи в вопросах воспитания и ухода за ребенком, повышение педагогической грамотности); - специализирован ный пункт бесплатной социальной помощи, социальный прокат (работа направлена на предоставление предметов первой необходимости представительницам целевой группы, испытывающим материальные трудности); - экспресс-няня (помощь в домашних условиях юным и молодым мамам в воспитании детей на период недлительного отсутствия матери (до 3-х часов); - «кризисная интервенция» (работа направлена на экстренное вмешательство в ситуацию, когда семья находится в психологическом кризисе); - интенсивная семейная терапия (работа направлена на оказание психологической помощи в домашних условиях всем членам семьи посредством изучения основных потребностей семьи и построения ее жизнедеятельности)
3.Формирование и ведение Карты сопровождения семьи, с фиксацией основных проблем и намеченных путей ее решения
4. Организация активного сопровождения семьи несовершеннолетней беременной, молодой, юной матери с целью развития навыков конструктивного общения в семье и социуме, обучения методам ненасильственного воспитания, планированию и организации досугового времени с детьми |
1.Анализ динамики изменений в семьях (по итогам диагностики, анкетирования)
2.Определение уровня удовлетворенности участников программы
3.Систематизация и обработка материалов, полученных в ходе реализации основного этапа программы
4. Совместные семинары, круглые столы с социальными партнерами по итогам реализации мероприятий программы
5. Диагностика по результатам работы
6. Анализ динамики изменений
7. Обобщение опыта, разработка рекомендаций по организации активного сопровождения семей несовершеннолетних беременных, молодых/юных матерей, в том числе женщин имеющих намерение отказаться от ребенка |
Социально-правовое |
1.Выявление потребности участников программы в социально-правовых услугах |
1. Консультирование целевой группы по социально-правовым вопросам (помощь в оформлении документов правового характера, содействие в повышении материального благосостояния семьи), в том числе на основе межведомственного взаимодействия |
1. Определение уровня удовлетворенности участников программы
|
Культурно-досуговое
|
1. Анкетирование для определения интересов целевой группы участников программы
2. Организация структурированного семейного досуга, направленного на формирование навыков коммуникации и взаимодействия с ребенком путем совместного продуктивного взаимодействия |
1. Мероприятия, стимулирующие к сотрудничеству ребенка и матери посредством организации совместной творческой деятельности, интересного досуга, посещения культурно-развлекательных мероприятий при участии социальных партнеров
|
1. Анализ реализации мероприятий
2. Определение уровня удовлетворенности участников программы
|
2.3. Механизм реализации программы
Реализация порядка работы с целевой группой предполагает комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, молодых и юных мам, в том числе имеющих намерение отказаться от ребенка на основе эффективного партнерского взаимодействия, через организацию работы фокус-группы, в полномочия которой входит:
- привлечение (выявление) семей, потенциальных участников программы (через учреждения системы профилактики, посредством размещения информации в социальной сети «В контакте»)
- закрепление за каждой семьей «помогающего специалиста»;
- формирование карты семьи;
- составление плана работы с семьей на 6 месяцев;
- рассмотрение результатов скрининга семейной ситуации не реже одного раза в три месяца;
- внесение изменений, дополнений в планы работы с семьей (при необходимости).
Основными задачами «помогающего специалиста» при работе с семьей являются:
- установка и поддержание доверительного контакта;
- координация работы фокус-группы;
- модерация работы с семьей;
- мониторирование семейной ситуации.
Алгоритм работы с семьей
Этапы работы |
Ответственные |
1. Выявление потенциальных участников программы мотивация и приглашение к сотрудничеству |
Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», учреждения системы профилактики |
2. Сбор информации о семейной ситуации |
Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» |
3. Установление доверительных отношений с потенциальной участницей программы |
Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», помогающий специалист |
4. Социальное инспектирование и диагностика семьи несовершеннолетней беременной, юной /молодой матери (выявление ключевых проблем, определение внутреннего потенциала, оценка общего состояния семьи, социальных связей семьи). |
Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»
|
5. Определение уровня социального сопровождения |
Фокус-группа специалистов |
6. Проектирование коррекции (составление плана работы с семьей).
|
Фокус-группа специалистов |
7. Реализация плана работы с семьей. |
Специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», помогающий специалист, фокус-группа специалистов |
8.Оценка эффективности мероприятий. |
Фокус-группа специалистов, специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» |
2.3. Перспективный план реализации программы (приложение 1)
2.4.Ресурсы
Кадровые ресурсы
№ |
Должность |
Кол-во |
Ответственность |
1. |
Директор |
1 |
является руководителем программы; осуществляет общий контроль реализации программы; |
2. |
Заместитель директора |
1 |
осуществляет текущий контроль реализации программы; |
3. |
Заведующий отделением социальной адаптации несовершеннолетних и молодёжи |
1 |
Контроль и управление за реализацией программы |
4. |
Социальный педагог |
1 |
Разработка и реализация направлений программы |
5. |
Психолог |
1 |
|
6. |
Методист |
1 |
Разработка комплекса информационно-методического материала, методическое сопровождение специалистов, реализующих программу. |
7. |
Юрисконсульт |
1 |
Социально-правовое направление |
Материально-технические:
Таблица 3
№ |
Наименование материала |
Имеется |
Требуется |
Кол-во |
Расчет затрат |
Сумма затрат, рублей |
Код статьи расхода |
1. |
Компьютер |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
2. |
Ксерокс |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
3. |
Принтер |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
4. |
Сканер |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
5. |
Интернет, электронная почта |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
6. |
Автомобиль на 7 мест |
+ |
- |
1 |
- |
- |
- |
7. |
Печатно-множительные работы (визитки) |
- |
+ |
100 шт. |
10 р. |
1 000 |
226 |
8. |
Типографские, издательские услуги (буклеты, памятки) |
- |
+ |
150 шт. |
200 р. |
30 000 |
226 |
9. |
Информирование (статьи, объявления) |
- |
+ |
1 ст. 3 об. |
2500 р. 1000 р.
|
3500 |
|
10. |
Приобретение канцелярских товаров: |
|
|
|
|
3250 |
340 |
Бумага для печати |
- |
+ |
5 п. |
1000 р. |
|||
Бумага для ламинирования |
- |
+ |
2 п. |
1800 р. |
|||
Ручки, карандаши, клей, |
- |
+ |
20 шт. |
200 р. |
|||
Маркеры |
- |
+ |
2 уп. |
150 р. |
|||
Ватман |
- |
+ |
10 шт. |
100 р. |
|||
11. |
Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (приобретение ноутбука необходимо, для проведения мероприятий, мобильный телефон и обслуживание сим-карты для срочной связи) |
- |
+ |
1 ноутбук
1 моб.тел.
обслуживание сим-карты |
30 000р.
1000р.
12 мес. Х 500 р. = 6000 р. |
37 000 |
310 |
12. |
Стоимость обучения психолога на курсах по семейной психологии и психотерапии, оплата проезда и проживания во время обучения |
- |
+ |
|
20500р. 13000р. 6 дн. х 300 р. = 1800 р. |
35 300 |
222 212 226 |
13. |
Иные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
|
|
|
|
171 350 |
|
Информационные:
· Информация о программе в СМИ, на стендах женской консультации, детской поликлиники, образовательных учреждениях.
· Визитки о деятельности отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодёжи в рамках реализации Программы.
· Памятки, буклеты: «Что умеет ребенок», «7 проблем молодой мамы и способы их решения», «Кризис первого года», «Колыбельные песни для малышей», «Домашняя игротека».
Методические:
· Тест Люшера, на выявление эмоционального состояния;
· «Опросник потребности в социально-психологической поддержке»;
· «Диагностика сформированности ответственного материнства»;
· Тест Кеттелл
· Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет);
· Рисуночный тест «Я и мой ребенок»;
· Тест «Шкала депрессии В.Зунге» (Т.И.Балашовой);
· «Неоконченные предложения»;
· «Проективная методика «Родительское сочинение».
Материалы к консультациям:
· «Психологическое развитие ребенка от рождения до года»
· «Физиологическое развитие ребенка от рождения до года»
· «Модели общения в семье»
· «Режим ребёнка»
· «Проблемы взаимодействия с противоположным полом»
· «Важность взаимопонимания в семейных отношениях»
· «Дети в семье - маленькие пришельцы»
· «Учитесь властвовать собой»
· «Воспитание в традиционной культуре»
· «Как сохранить семью»
· «Обязанности родителей»
· «Ценности семьи в фотографиях»
· «Большой мир маленькой семьи»
· «Режим ребенка»
· «Психологическое развитие от 0…»
· «Игры с малышом», «Гигиена малышей»
· «Спасти и сохранить»
Тренинги:
Занятия, беседы:
Профориентационное направление:
2.5. Контроль и управление Программой
Директор =>Заместитель директора=> Заведующий отделением => Фокус-группа специалистов=> Целевая группа + социальное окружение
3. Ожидаемые результаты
3.1. Критерии эффективности реализации программы
Задачи |
Результат |
Показатели |
|
количественные |
качественные |
||
Создать условия для реализации программы (кадровые и материально-технические ресурсы). |
Внедрение программы в деятельность учреждения |
Количество проведенных мероприятий
Количество участников программы |
Доля проведенных мероприятий от запланированных
Доля привлеченных к мероприятиям программы от выявленных представителей целевой группы |
Участие социальных партнеров в работе междисциплинарной фокус-группы
|
Количество социальных партнеров, принявших участие в работе междисциплинарной фокус-группы
Количество проведенных фокус-группой мероприятий. |
Доля совместных мероприятий, проведенных в рамках реализации программы к общему количеству мероприятий (не менее 35%)
Наличие положительных отзывов социальных партнеров об информировании |
|
Организовать профилактическую деятельность среди подростков, направленную на повышение уровня семейной культуры, семейных ценностей. |
Охват профилактической работой несовершеннолетних старших классов образовательных организаций, профессионального колледжа не менее 70%.
|
Количество несовершеннолетних, охваченных профилактической работой.
Количество мероприятий профилактической направленности |
Доля несовершеннолетних, имеющих достаточный для практического ориентирования уровень представлений о семейной культуре (результаты анкетирования) |
Сформировать социально-педагогические и психологические компетенции (умения и навыки), необходимые молодым и юным матерям для самостоятельной жизни (навыки ухода за новорожденным, бытового обслуживания и пр.). |
Сформированность социально-педагогических и психологических компетенций у молодых и юных мам не менее 70% |
Количество участников программы, получивших психологическую помощь и поддержку;
Количество членов семей, участвующих в поддержке участника программы
Количество участников программы, получивших социально-правовую поддержку |
Положительная динамика в разрешении внутрисемейных конфликтов. Улучшение психоэмоционального состояния участников программы, повышение самооценки, снятие страха, воспитание любви и уважения к собственному «Я», формирование уверенности в своем внутреннем потенциале (не менее 80% участников программы) |
Количество участников программы, прошедших подготовку по формированию навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имевших на начало включения в программу негативное отношение к материнству |
Доля матерей изменивших отношение к материнству с негативного на позитивное
|
||
Организовать мероприятия, направленные на комплексное решение проблем несовершеннолетних беременных, юных и молодых мам на основе межведомственного подхода. |
Преодоление кризисных ситуаций несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей на основе межведомственного подхода не менее 100%
|
Количество участников программы, получивших меры социальной поддержки. |
Направленность участника программы на самообеспечение, самоподдержку (не менее 60%)
|
Промониторировать реализацию мероприятий программы |
Реализация мероприятий программы не менее 90%
|
Количество проведенных мероприятий
Количество достигнутых задач |
Доля достигнутых задач в ходе реализации программы от общего количества поставленных задач |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова З. Б., Адамчук Д.В., Баранова Е. В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после.- 2004 № 3
2. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс. - 2009 № 4
3. Бердникова Т. В. Юное материнство в современной семье //Курский гос. мед. ун-т, Курский регион, 2000.
4. Красноярова, М. В. Актуальность педагогической поддержки несовершеннолетних матерей / М. В. Красноярова // Семья – культура – образование в изменяющейся России: материалы всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (г. Балашов, 17-18 ноября, 2009 г.) / под ред. О. В. Бессчётновой. – Саратов: Научная книга, 2009
5. Красноярова, М. В. Девиатное материнство девочек-подростков: сущность и социальные риски / М. В. Красноярова // Материалы Второго междунар. конгресса (г. Пермь,10-11 марта 2010 г.) / гл. ред. А. К. Колесников; Перм. Гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010
6. Красноярова, М. В. Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема / М. В. Красноярова // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сб. ст. VII междунар. науч.-практ. конф. / МНИЦ ПГСХА – Пенза: РИО ПГСХА, 2009
7. Красноярова, М. В. Ответственное материнство как социально-педагогическая проблема: учебное пособие / М. В. Красноярова. – Оренбург: Экспресс-печать, 2007
8. Корчагина Ю. В. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики: Методическое пособие для специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. – М.: МГПИ, 2008.
9. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
10. «Профилактика отказа от новорожденных и сопровождение молодых матерей» /сост.: Батынова Г. Х., Якушева Ю. А. - Сургут: Издательство бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013 – 72 с.
Приложение 1
Тематический план реализации программы
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
Подготовительный этап (от 1 до 3 месяцев) |
||||
1.1.Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, общеобразовательными, профессиональными образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения по вопросу выявления юных мам с детьми раннего возраста, несовершеннолетних беременных, девушек группы риска по «кризисной беременности» |
- выявление юных мам с детьми раннего возраста, несовершеннолетних беременных; - определение их проблем; - информирование; - профилактика «кризисной беременности». |
1-3 месяц начала реализации программы |
Социальный педагог Специалист по социальной работе |
|
1.2.Определение социальных партнеров, которые могли бы оказать содействие в оказании социальной поддержки и помощи юным мамам с детьми в возрасте от 0 мес. до 1 года, женщинам в «кризисной беременности» |
Заключение договоров, соглашений о межведомственном взаимодействии в рамках реализации программы. Формирование междисциплинарной фокус-группы |
Социальный педагог Специалист по социальной работе |
||
1.3. Информирование законных представителей юных мам и несовершеннолетних беременных о реализации программы «Впусти меня в свое сердце». Информирование потенциальных участников программы о программе с помощью социальных партнеров
|
Разработка и размещение социальной рекламы в местных печатных изданиях, на сайте администрации муниципального образования, на сайте учреждения, в женской консультации, детской поликлинике. |
1-3 месяц начала реализации программы |
Социальный педагог Специалист по социальной работе |
|
Основной этап (от 1 года до 2 лет) |
||||
2.1.Профилактика незапланированной беременности и несовершеннолетнего материнства |
Мероприятия, направленные на информирование подростков о: - формах и способах контрацепции и изменения поведения школьников, способствующего ранней беременности (совместно со специалистами женской консультации); - ответственности сексуального поведения Тренинг «Первая любовь» Лекционные занятия Выпуск и обеспечение издательской продукцией: книжка-подсказка «Первая любовь» |
ежеквартально |
Психолог Специалист по социальной работе |
|
Организация работы в образовательных учреждениях города консультативных пунктов, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков, повышению уровня семейной культуры, формированию у них семейных ценностей; повышение семейного статуса (консультирование, рекламные социальные акции и пр. в условиях временного размещения специалистов) |
Ежеквартально по параллелям (еженедельный выход по графику) |
Психолог Специалист по социальной работе |
||
2.1. Формирование базы данных о юных матерях и несовершеннолетних беременных для проведения индивидуальной работы |
Сбор информации и первичных сведений |
в день выявления/ обращения |
Социальный педагог Специалист по социальной работе Психолог |
|
Регистрация обращения: по личному обращению, по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних, отдела опеки и попечительства, женской консультации, детской поликлиники. |
||||
Беседа с участником программы и законным представителем об участии в программе |
||||
Подготовка пакета документов для включения к участию в программе.
|
в течение недели со дня обращения |
|||
2.2. Первичная оценка ситуации участников программы |
Диагностика участников программы: сбор необходимой информации об участнике программы, его ближайшем окружении, ситуации в семье, психологическая диагностика. Определение психоэмоционального состояния, личностных особенностей, способов реагирования, жизненных ценностей и установок, отношение к материнству, степени готовности к взаимодействию с ребенком. Взаимодействие с ближайшим окружением участников программы, с целью поддержки и оказания помощи со стороны родственников. Диагностики: Биографический метод, метод наблюдения, метод беседы. Экспериментальные психологические методики: Тест Люшера, кроме эмоциональной неудовлетворенности и установок нервной системы, позволяет выяснить отношение к ближайшему окружению (ребенку, отцу ребенка, родственникам ит.д.). «Опросник потребности в социально- психологической поддержке», который позволяет диагностировать типы социальной поддержки, в которой наиболее участник программы. «Диагностика сформированности ответственного материнства». Тест Кеттелла дает представление о характере личности. Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет) позволяет отследить родительско – детские отношения к разным сторонам семейной жизни. Рисуночный тест «Я и мой ребенок»; Тест «Шкала депрессии В. Зунге» (Т.И. Балашовой), «Неоконченные предложения» «Проективная методика «Родительское сочинение». |
в течение 2 недель после обращения |
Социальный педагог Психолог
|
|
2.3. Проведение коррекционных мероприятий |
Консультации групповые: «Психологическое развитие ребенка от рождения до года»; «Модели общения в семье»; «Проблемы взаимодействия с противоположным полом»; «Важность взаимопонимания в семейных отношениях»; «Дети в семье - маленькие пришельцы»; «Учитесь властвовать собой»; «Воспитание в традиционной культуре»; «Как сохранить семью»; «Обязанности родителей»; «Ценности семьи в фотографиях»; «Большой мир маленькой семьи»; и др. консультации специалистов медицинских учреждений, юристов (по согласованию). |
1 раз в месяц |
Психолог Социальный педагог Специалисты медицинских учреждений Юрисконсульт |
|
Консультации индивидуальные (например: «Режим ребенка»; «Психологическое развитие от 0…»; «Игры с малышом»; «Гигиена малышей»; «Спасти и сохранить» и д.р.) Индивидуальные консультации родственников с целью мотивирования к оказанию поддержки. |
по запросу участника программы |
Социальный педагог Психолог Специалисты учреждения |
||
Тренинговые занятия: «Обучение способам проявления любви и нежности»; «Формирование образа матери»; «Мужчина и женщина. Как мы воспринимаем друг друга»; «Слагаемые семейного счастья»; «Довольная мама: как преодолеть раздражение и усталость»; «Подари мне жизнь». Занятия, беседы: «Особенности восприятия себя в роли матери»; «Особенности своего ребенка и отношение к нему»; «Формирование ответственности за себя и ребенка»; «Планирование семьи»; «Древние традиции отношений». |
1 раз в квартал |
Социальный педагог Психолог Специалист по медицинской работе |
||
Релаксационные техники Направленные на снятие тревожности и повышению внутреннего напряжения, обучение методам саморегуляции и стабилизации психоэмоционального состояния, снятие психологических зажимов, устранение страха перед предстоящими родами. Прослушивание классической музыки. Социально-психологические занятия Направленные на повышение самооценки, уверенности в себе, эффективности общения, формирование адекватной родительской позиции. |
В течение периода |
Социальный педагог Психолог
|
||
Профориентационное направление: Профориентационное просвещение (информирование о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры) |
В течение периода
|
Социальный педагог, психолог
|
||
Оказание профессиональной помощи специалистам детской поликлиники в оформлении информационных стендов по тематике Программы: видео-презентация «Счастье быть матерью» фотовыставка «Мой малыш» |
В течение периода |
Социальный педагог Специалист по социальной работе
|
||
Разработка памяток, буклетов: «Что умеет ребенок» «7 проблем молодой мамы и способы их решения» «Кризис первого года» «Колыбельные песни для малышей» «Домашняя игротека» |
В течение периода |
Социальный педагог Психолог |
||
Вовлечение получателей социальных услуг в мероприятия учреждения, городские мероприятия: 8 Марта День семьи День матери |
март май июль ноябрь
|
Социальный педагог Специалист по социальной работе
|
||
2.4. Оценка изменений в ситуации участника программы |
Диагностика, отслеживание изменений во взаимоотношениях в семье участника программы. Диагностики: - Тест Люшера,на выявление эмоционального состояния; - «Опросник потребности в социально- психологической поддержке»; - «Диагностика сформированности ответственного материнства»; - Тест Кеттелл - Методика PARI (адаптирован Т.В. Нещерет); - Рисуночный тест «Я и мой ребенок»; Тест «Шкала депрессии В.Зунге» (Т.И.Балашовой); - «Неоконченные предложения»; - «Проективная методика «Родительское сочинение». |
1 месяц по окончанию реализации программных мероприятий |
Социальный педагог Психолог
|
|
2.5. Определение перспектив дальнейшей работы с участником программы |
Знакомство участника программы с результатами диагностики, беседа о результатах работы по программе, заполнение обратной связи со стороны участника программы. |
|||
Подготовка отчета. |
||||
Аналитический этап (от 1 месяца до 3) |
||||
3.1. Анализ и оценка деятельности результатов по программе в целом |
Изучение отчетов, анализ и обобщение результатов. |
1 месяц по окончании реализации программных мероприятий |
Социальный педагог Психолог |
|
3.2. Актуализация программы |
Корректировка программы по результатам анализа реализации программы |
|||
Приложение 2
ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
От «___» _______________ 20__г. № _________
№ |
ФИО |
Дата рождения |
Степень родства |
Род занятий |
Контакты |
Документ удостоверяющий личность |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
2. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания (указываемое подчеркнуть):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Показания к осуществлению сопровождения: дезадаптивные поведенческие реакции членов семьи в сфере межличностных отношений, вследствие развода родителей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Основная цель работы: восстановление благоприятной для воспитания ребёнка семейной среды через повышение родительской компетенции, адаптацию детей к изменившимся условиям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Уровень сопровождение на начало работы (нужное подчеркнуть) и даты перевода на иной уровень:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.1. Уровень сопровождение на окончание работы (нужное подчеркнуть):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. План сопровождения разработан впервые, повторно (нужное
подчеркнуть) на срок до:
«___» _________________ 20__ г.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы работы
Планируемые мероприятия |
Сроки проведения |
Исполнитель |
Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
||||||
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ |
|||||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
|
|||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
Социально-психологический патронаж |
|
|
|
||||||
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
|||||||||
Психодиагностика и обследование личности ребёнка и родителей |
|
|
|
||||||
Индивидуальное консультирование |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
РАБОТА В ОТКРЫТОЙ СРЕДЕ |
|||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОСУГ |
|||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
РАБОТА В ЗАКРЫТЫХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУППАХ |
|||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
УЧАСТИЕ В ГРУППАХ САМОПОМОЩИ |
|||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
«___» ________________ 20__ г.
Составил: _____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Заключение о выполнении плана СППС:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особые отметки о сопровождении семьи:
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных мероприятий)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___
«___» ________ 20_ г.
Дата вынесения заключения
Директор __________________ ______________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
МП