Что делать, если ваш ребенок ворует?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того, что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух - трехлетнего малыша, взявшего без спроса чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Причины детского воровства
– Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдание своему поступку.
– Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина – неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подрожать плохому примеру, воровать «за компанию».
– Способ самоутверждения. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
– Серьезная психологическая неудовлетворенность. Реакция на жесткое обращение или авторитарное воспитание. Возмущение чрезмерным количеством запретов или ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл – стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Советы родителям
– С раннего детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи.
– Обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.
– Обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытанное в результате улаживание проблемы. Подавайте положительный пример ребенку своим поведением.
– Объясняйте ребенку «цену денег». Рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Как реагировать на воровство
Постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и:
– адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
– без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его поступком;
– сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки: украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки или лишение развлечений, иной способ возмещения ущерба;
– подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно, ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков.
Составитель: социальный педагог отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи Буткевич Оксана Видасо
Телефон: 8 (34643) 4-37-18, 8(904)872-51-88
Использованы материалы: М.Кравцова, «Почему дети воруют»? Москва, 2008, интернет ресурсы.