Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Что необходимо знать?
1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества.
2. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропатологам.
3. Начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет. Необходимо развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.
4. Не забывайте каждый день читать ребенку. В этот момент у ребенка усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос, а также возникает потребность ежедневно получать информацию.
5. Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.
6. Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.
7. Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.
8. Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат.
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, можно воспользоваться таблицей, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст появления звуков (в годах) |
1 - 2 года |
2 – 3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
Звуки |
А, О, Э, П, Б, М |
И, У, Ы, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ |
Л, Р |
Родителям рекомендуется упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания поможет следующее:
1. Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька – мурысенька, куда пошла?»).
2. Формирование словаря.
Учить по словесному указанию, находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
3. Обогащать словарь детей (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей).
4. Связная речь
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что? кто? что делает?) и более сложные (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?). Обязательно поощрять попытки детей, по собственной инициативе или по просьбе взрослого, рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Источники:
2) http://www.purimcro.ru/rpmpk/method/parents/684/