Замещающая семья и приемный ребенок. Как формировать привязанность?

17 декабря 2020

Замещающая семья и приемный ребенок. Как формировать привязанность?

Замещающая семья и приемный ребенок. Как формировать привязанность?

Дети, даже совсем маленькие, разлученные с кровными родственниками, родителями, «вырванные» из привычной среды, находятся в состоянии сильнейшего стресса. Они теряют ощущение безопасности и определенности, переживают боль утраты из-за разрыва эмоциональных связей с близкими. Это неоспоримый факт, с которого начинается совместная жизнь замещающей семьи и приемного ребенка.

Эмоциональная связь – привязанность – важнейшая потребность каждого ребенка. Прочная привязанность основана на проявлении любви и заботы. Такая эмоциональная связь дает ребенку чувство защищенности, ощущение себя в безопасности. 

Если ребенок чувствует себя защищенным:

· его интеллектуальное и эмоциональное развитие более гармонично;

· у него развивается чувство собственной ценности, базовое доверие к миру;

· снижается риск задержки психического развития;

· формируются благоприятные взаимоотношения с окружающими;

· он получает положительный опыт для своего родительского поведения в будущем.

У детей лишенных полноценного родительского ухода, находящихся в приютах, детских домах часто нормальный процесс формирования привязанностей нарушен. Эти дети знают, что в семье может быть не безопасно, там могут причинить боль. И сам факт разлучения ребенка с его родителями и/или воспитателями порождает злость и недоверие к взрослым (или миру в целом), что мешает появлению у ребенка желания формировать новые привязанности.

Несмотря на это, у большинства детей сохраняется привязанность к своим родителям, даже когда с ними небрежно или жестоко обращались, потому что:

1. Ребенок вырос в таком окружении, и это все, что он знает или понимает. Отношения в семье приносили ему боль, но являются знакомыми (привычными) для него;

2. Вместо того, чтобы признать вину родителей, он винит сам себя. Это свойственно детям – думать, что родители – хорошие, а дети – плохие;

3. Жестокое внимание (физическое, вербальное, сексуальное) может быть единственным видом внимания, которое получал ребенок. Негативное внимание лучше, чем отсутствие внимания совсем;

4. Даже если родители жестоко или небрежно обращались с ребенком, вероятно были в их жизни и другие эпизоды, когда они жалели ребенка и были с ним ласковы. В такие периоды позитивные чувства и привязанности ребенка укреплялись.

Для замещающих родителей это означает, что ребенку, имеющему прочные привязанности к кровным родителям, легче сформировать новые привязанности. Для этого им не требуется отказываться от старых. А дети, не имеющие привязанностей или имеющие слабые привязанности, новые формируют с трудом.

Быть приемным родителем означает помогать детям преодолевать задержки развития и формировать новые привязанности.

Сделать это непросто. Многие дети, нуждающиеся в приемной семье или усыновлении, ведут себя вызывающе, с ними трудно установить контакт и доверительные отношения. Им не хватает чувства общего доверия к взрослым, они могут отвергать заботу новых воспитателей, затрудняя взаимодействие даже с самыми опытными и умелыми замещающими родителям.

Приемный ребенок 3-х лет и старше может начать вести себя как маленький (проситься на руки к взрослому, просить, чтобы его покачали, покормили, одели). Он это делает неосознанно, восполняя, таким образом, тот этап в отношениях с матерью, который не прожил. Ребенок, имевший опыт физического или сексуального насилия может, наоборот, избегать любого телесного контакта. Дети ведут себя вызывающе, ожидая привычного отношения взрослых. Для того, чтобы сформировались новые, конструктивные способы взаимодействия потребуется достаточно много времени и терпения.

Не только детям трудно формировать привязанность к замещающим родителям. Часто и сами родители могут не находить у себя ощущения привязанности к приемному ребенку, по крайней мере, сначала.

Так как же можно развить чувство привязанности? Что может помочь установлению позитивных эмоциональных связей?

· Последовательное осознание и удовлетворение потребностей ребенка;

· Эмоциональное общение, помощь ребенку в выражении его чувств;

· Контакт глаз, улыбка; физический контакт (объятия, поглаживание), если ребенок реагирует на него положительно;

· Беседы о впечатлениях, успехах, переживаниях ребенка;

· Уважительное отношение к его прошлому;

· Время, проведенное вместе;

· Поиск того, что можно делать вместе по обоюдному удовольствию;

· Поддержание режима дня, ритуалов и обычаев;

· Выработка правил поведения в новой семье; 

· Последовательность и единство подходов в воспитании обоих родителей;

· Воспоминания о том, как он попал в замещающую семью;

· Оказание помощи детям в том, чтобы научиться тому, чем и дети и родители смогут гордиться.

Конечно, это всего лишь первый шаг. Шаг навстречу ребенку. Если сформировать прочную эмоциональную связь удалось – значит Вы на верном пути, и сделать ребенка хоть чуточку счастливей у Вас уже получилось.

Использована информация с сайта Психологи на b17 https://www.b17.ru

Отделение психологической помощи гражданам:

Наш адрес: г. Мегион, ул. Кузьмина, д.40, кабинет 7

Телефон: 8 (34643)43718

Время работы:

понедельник 9:00 – 18:00,

вторник – пятница 9:00 – 17:00