Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
• изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
• угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
• оскорбление ребенка, брань, издевки;
• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
• предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
• запугивание наказанием.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:
• эмоционально невосприимчив, равнодушен;
• грустен, имеет сниженное настроение;
• сосет пальцы, монотонно раскачивается;
• замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
• «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
• испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
• не выказывает интереса к играм, развлечениям.
Эмоциональное насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем.
Как избежать эмоционального насилия в отношении детей? С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.
5 вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях:
1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?
2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?
3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?
4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?
5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?
Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.
В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:
♠ Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.
♠ Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.
♠ Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.
♠ Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.
♠ В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.
Отделение психологической помощи гражданам,
каб.1, 7, тел.: 8 (34643) 4-37-18
Часы работы:
пн. – с 09:00 до 18:00,
вт.- пт. с 09:00 до 17:00,
перерыв – с 13:00 до 14:00,
сб., вс. – выходной