Защита ребёнка от эмоционального насилия

Защита ребёнка от эмоционального насилия 21.02.2022

Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряже­ния, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональ­ной жизни.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

• изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социаль­ного общения;

• угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;

• оскорбление ребенка, брань, издевки;

• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

• предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;

• запугивание наказанием.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на ос­нове ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

• эмоционально невосприимчив, равнодушен;

• грустен, имеет сниженное настроение;

• сосет пальцы, монотонно раскачивается;

• замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

• «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

• испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

• не выказывает интереса к играм, развлечениям.

Эмоциональное насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем.

Как избежать эмоционального насилия в отношении детей? С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.

5 вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях:

1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?

2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?

3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?

4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?

5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?

Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.

В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:

♠ Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.

♠ Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.

♠ Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.

♠ Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.

♠ В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывает­ся на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чув­ствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.

 

Отделение психологической помощи гражданам,

каб.1, 7, тел.: 8 (34643) 4-37-18

Часы работы:

пн. – с 09:00 до 18:00,

вт.- пт. с 09:00 до 17:00,

перерыв – с 13:00 до 14:00,

сб., вс. – выходной



Возврат к списку